Ссылки для упрощенного доступа

Неделя Проекта Европа: О свободе и ее пределах


Эжен Делакруа - "Свобода, ведущая народ"
Эжен Делакруа - "Свобода, ведущая народ"
На минувшей неделе одной из главных тем Проекта Европа стала свобода и ее пределы.

Свобода – как одна из главных ценностей Европы, как право человека и инструмент достижения тех или иных целей – и как философская категория. Пределы – политические, географические, писхологические и даже биологические.

Особому случаю реализации свободы слова и собраний – так называемым «Гайд-паркам» в разных странах Европы – посвящен подкаст Александры Вагнер. В подкасте Ярослава Шимова речь идет о мрачном феномене самоубийства: почему не так уж мало людей стремятся «освободиться» от собственной жизни, чего в их отчаянном поступке больше – свободы или несвободы? Эти две темы стали отправной точкой для дискуссии участников Проекта Европа о свободе самовыражения и поступка.

Самоубийством оказалась омрачена счастливая новость о беременности жены сына наследника британского престола (об интерпретации подобных новостей в современном мире пишет Ярослав Шимов): покончила с собой медсестра клиники, где лежала герцогиня Кейт, после того, как ее разыграли по телефону. Эта история еще не успела попасть в обзор британской прессы Кирилла Кобрина, но и так в нем достаточно сюжетов, свидетельствующих о весьма скептических настроениях, царящих сейчас на островах.

Александр Бобраков пишет о спорах, которые вызвал в Чехии закон о возвращении церквям конфискованного у них имущества: многие видят в этом несправедливость и даже угрозу политическим свободам, другие – напротив, подлинное восстановление свободы церкви, попранной при коммунистическом режиме.

Коррупция – тоже угроза свободе, хотя и не всегда явная. Россия по мнению Transparency International остается в числе самых коррумпированных стран. О коррупции в России и Европе – в обзоре Александры Вагнер, подготовленном по материалам свежего журнала The Economist.

Кирилл Кобрин на этой неделе оказался на краю если не света, то, во всяком случае, Европы – в одном из самых северных ее городов, норвежском Киркенесе. И там, в экстремальных условиях полярной ночи, он нашел концентрированную Европу настоящего и прошлого.

Еще два материала Кирилла Кобрина – о европейской литературе как «зеркале» XX века: это и пропитанные горьким порой юмором мемуары от лица выдуманного эстонского народного героя, и поэзия времен «прекрасной эпохи» - прекрасной и потому, что на смену ей пришли страшные события, изменившие облик и дух Европы.
XS
SM
MD
LG