Posted 1 августа 2022,, 14:31

Published 1 августа 2022,, 14:31

Modified 30 марта, 08:17

Updated 30 марта, 08:17

Канонерский остров: как «медвежий угол» превратить в элитный район

1 августа 2022, 14:31
Молодые архитекторы предложили концепцию благоустройства депрессивной и непопулярной окраины Петербурга.

Канонерский остров давно и прочно завоевал славу «медвежьего угла» на карте Петербурга. Несмотря на близость к центру города, он никогда не был популярным туристическим местом. Да и сами петербуржцы заезжают туда не часто. На острове есть судоремонтный завод, «дикий» парк и дешевое жилье. А еще уникальные виды на Финский залив и Морской порт.

Канонерский имеет все шансы стать благоустроенным зеленым районом и, как следствие, популярным местом отдыха горожан и гостей Северной столицы. В этом уверены педагоги и студенты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), которые разработали концепцию реновации Канонерского острова. Подробнее о ней «Росбалту» рассказал руководитель проекта, доцент СПбГАСУ Александр Демин.

Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».

Как родилась идея подобного проекта?

— Тема создания комфортной среды на Канонерском острове не нова, она давно витает в воздухе. В первую очередь ценность этой территории в том, что она является морским фасадом Петербурга. С одной стороны от острова — Финский залив, а с другой — Путиловский канал. Поэтому местность важна не только с градостроительной точки зрения, но и с исторической и с географической.

Наверное, все петербуржцы знают о существовании Канонерского острова. Но далеко не каждый на нем бывал. Вроде бы, близко к центру, но на самом деле медвежий угол. Добраться туда сложно, потому что метро далеко — да, в общем-то, и незачем. Вы предлагаете сделать остров таким местом, в которое хотелось бы приехать?

— Это будет территория, на которую и захочется, и возможно будет приехать! Но, в то же время, на ней будут рабочие места, социальные и образовательные учреждения, жилая застройка, бизнес и рекреация. В одной из концепций развития метрополитена фигурирует будущая станция на Канонерском острове. А мы предлагаем еще и строительство второго тоннеля для улучшения транспортной доступности. Безусловно, наш проект — это взгляд на то, как бы эта территория могла развиться при лучшем стечении обстоятельств.

Сегодня Канонерский это в основном просто спальный район. Что вы предлагаете развивать на острове: строить комфортное жилье, заводы или создавать рекреационную зону?

— У нас предусмотрено развитие четырех зон. Первая — зона рекреации, которая существует и сейчас. Она включает в себя различные ландшафтные объекты, пруд, косу, уходящую далеко в Финский залив. Следующая зона — жилой застройки. Ремонт, реновация и развитие квартальной застройки на месте существующих гаражей. Еще один участок — зона существующего судостроительного завода. В нашем плане она принимает немножко другие очертания, и освободившиеся площади мы отдали под развитие студенческого кампуса и различных производственных кластеров. И ещё одна зона — это те постройки на промышленных территориях, которые имеют статус охраняемых КГИОП. Мы предлагаем их приспособить под современное общественное пространство. Ну и, конечно, нужна «активизация» прибрежной полосы: создание мест отдыха, пляжей, иных возможностей контакта с водой.

Одна из самых больших проблем Канонерского острова Западный скоростной диаметр, который проложен у жителей над головами в буквальном смысле слова.

— Часть домов под ним уже сейчас расселена. И в нашем плане защитная полоса Западного скоростного диаметра превращается зеленую полосу. Мы предлагаем создать там посадки крупномерных деревьев, которые помогут увеличить уровень шумоизоляции. И, естественно, строительство должно вестись в удалении от ЗСД. Как я уже говорил, новое жилье было бы уместным на месте существующего гаражного кооператива.

Мне кажется, одно из самых интересных мест на Канонерском острове это та его часть, с которой можно наблюдать за работой Морского порта. По сути, это единственное место в городе, где мы можем увидеть, как приходят и уходят, загружаются и разгружаются торговые суда, работают портовые краны. Даже сейчас водят экскурсии в эту часть острова и показывают работу порта…

— В рекреационной зоне мы запланировали пешеходный экомаршрут со специальными видовыми площадками, променадами с видами на порт и на Финский залив. Эти площадки должны быть оборудованы качелями, скамейками. И в тоже время, в этой зоне предлагается развитие конно-спортивного комплекса, который уже сейчас существует на Канонерском острове. Важно, что отдых станет комфортным. Потому что сейчас там приходится продираться через растения, идти по камням, и, конечно, ни о какой доступной среде говорить не приходится. Насколько я знаю, в новом генеральном плане вся рекреационная территория заложена под развитие порта. Поэтому задача минимум —в принципе сохранить территорию как природную зону. Ну, а задача максимум — преобразить ее, сделать комфортной для посещения.

Почему вы считаете, что рекреационную зону обязательно нужно сохранить?

— Вообще это такая общемировая тенденция — в крупных городах не допускают уничтожения природных оазисов. Тем более что Петербург всегда называли городом на воде, но при этом как раз подхода к воде-то у жителей и нет. У нас есть возможностью создать связку воды, жилья и общественных пространств. Канонерский остров обладает таким потенциалом, и я надеюсь, что наш город этим воспользуется.

Беседовал Антон Гарнов