Рейтинг@Mail.ru
Россияне будут платить за газ по-европейски - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россияне будут платить за газ по-европейски

Читать ria.ru в
Российские газовики мечтают о либерализации отечественного газового рынка. Уже разработан план, согласно которому к 2010-2011 году внутренние цены на "голубое топливо" должны почти сравняться с экспортными.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Российские газовики мечтают о либерализации отечественного газового рынка. Уже разработан план, согласно которому к 2010-2011 году внутренние цены на "голубое топливо" должны почти сравняться с экспортными. На повышении цен давно настаивает Евросоюз, которому обидно, что европейцы де-факто дотируют российских потребителей. Повышение цен выгодно и самому Газпрому, ведь сейчас компания вынуждена продавать более половины продукции по заниженным ценам. Тот факт, что в большинстве газодобывающих стран внутренние цены ниже экспортных, отечественных коммерсантов и чиновников не смущает.

Еще год назад российское правительство одобрило программу, согласно которой цены на газ внутри страны к 2010-2011 году должны подняться до уровня экспортных. Сейчас в России едва ли не самые низкие цены на газ - отечественный потребитель платит за голубое топливо в несколько раз меньше европейского - от $50 до $70 за тысячу кубометров против более чем $300 за тысячу кубометров. Такая ситуация расстраивает и европейских партнеров Газпрома, и самих российских газовиков. Первые сетуют, что российские потребители получают газ дешевле себестоимости, а убытки Газпром компенсирует за счет повышения экспортных цен. Производители и сами рады бы поднять цены - внутри страны российские газовики реализуют больше 50% своей продукции, и, по их словам, теряют огромные деньги. Если верить заявлениям Газпрома, то в 2006 году компания из-за этого недополучила около 9 млрд руб., в 2007 - 11 млрд руб. Правда, газовый монополист не обнародует данные о затратах на добычу и транспортировку топлива, но поверим ему на слово.

Видимо, российские газовики намерены идти путем российских же нефтяников. Ведь Россия, будучи одним из самых крупных производителей и экспортеров нефти, имеет одни из самых высоких цен на бензин внутри страны. Простой пример: литр бензина в России стоит примерно столько же, сколько и в США, которые являют крупнейшим мировым импортером нефти. Представители ТЭК и подконтрольные им политики уверяют: повлиять на ситуацию невозможно - при высоких мировых ценах добывающие компании будут стараться продать больше топлива за рубеж. Попытки же ограничить экспорт приведут к росту коррупции и непрозрачности отрасли.

Но мировая практика говорит об обратном. Почти во всех нефте- и газодобывающих странах внутренние цены на топливо значительно ниже экспортных. Как правило, ТЭК этих стран находится под контролем государства, которое и устанавливает внутренние цены. Например, в Туркмении литр бензина стоит $0,02, а газ население и вовсе получает бесплатно, а Алжир, третий по объемам поставщик газа в Европу, уже 21 год противится требованиям европейцев поднять внутренние цены на газ. Исключением, пожалуй, является Норвегия. В топливном секторе и здесь господствует государство, но продажа бензина облагается большими налогами. Это делается по экологическим соображениям - в результате чего топливо в этой стране вдвое дороже, чем в России. Правда, доходы норвежцев в 5-6 раз выше доходов россиян, а большая часть налоговых сборов идет на поддержку социальной сферы и экономического развития нынешнего поколения. Что же касается газа, то государство держит внутренние цены на достаточно низком уровне.

Даже «цитадель либерализма» - США озаботились контролем цен на топливо. Еще в 2006-м, после того, как цены на бензин поднялись до $1,3 за литр, американский конгресс подавляющим большинством голосов (389 «за» при 34 «против») принял проект закона об уголовной ответственности и штрафе до $150 млн за необоснованное повышение цен на бензин.

Казалось бы, российское государство должно сопротивляться росту внутренних цен на газ, ведь это одна из экономических опор власти. Если голубое топливо подорожает, оставшаяся российская промышленность лишится едва ли не основного конкурентного преимущества (по некоторым оценкам, почти треть российского ВВП обеспечивается благодаря дешевому газу), не говоря о том, что рост тарифов для населения поставит крест на пресловутой стабильности, которую власть считает своим главным достижением. Однако и государство ратует за либерализацию газового рынка. Вернее, до сих пор ратовало.

Первые признаки сопротивления этому плану появились 5 мая. Как заявил заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач, полной либерализации газовых цен в 2011 году не будет. «Мы не отказываемся от него, но закладываем более сглаженный переход на этот принцип", - пояснил замминистра. Но эти намерения - о сглаженном переходе - пока лишь пожелания МЭРТ. И далеко не факт, что после обсуждения темы с Газпромом министерство не изменит свою точку зрения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала