Рейтинг@Mail.ru
Какой смысл разрывать Договор о ракетах средней дальности? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Какой смысл разрывать Договор о ракетах средней дальности?

Читать ria.ru в
Ровно двадцать лет назад, 8 декабря 1987 года, в Вашингтоне Михаилом Горбачёвым и Рональдом Рейганом был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Подписание его стало первым случаем договорённости о реальном сокращении имевшихся вооружений. В результате был ликвидирован не только целый класс ракет с ядерными боеголовками, но и создан прецедент открытости - договор ввёл на 13 лет режим взаимных проверок непосредственно на местах.

Алексей Арбатов, член-корреспондент Российской академии наук - РИА Новости.

Ровно двадцать лет назад, 8 декабря 1987 года, в Вашингтоне Михаилом Горбачёвым и Рональдом Рейганом был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Подписание его стало первым случаем договорённости о реальном сокращении имевшихся вооружений. В результате был ликвидирован не только целый класс ракет с ядерными боеголовками, но и создан прецедент открытости - договор ввёл на 13 лет режим взаимных проверок непосредственно на местах.

Сегодня США намерены развернуть в Европе свою противоракетную оборону. В ответ на высшем уровне российского политического и военного  руководства неоднократно ставился вопрос о выходе России из Договора РСМД. Между тем, такой шаг нуждается в самом тщательном анализе. Нужно взвесить все «за» и «против». Просчитать все возможные военно-стратегические, экономические и политические последствия.

Выход из Договора по РСМД бессмыслен, если Россия не планирует создания запрещенных им ракетных систем. С другой стороны, новые ракеты средней дальности, созданные для поражения объектов ПРО в Европе, сами станут объектом перехвата американской противоракетной обороны. Здесь все будет определяться соотношением их количества и техническими характеристиками.

Но вот вопрос, откуда будут взяты деньги на эти РСД? Ведь разработка, испытания, производство и развертывание новой ракетной системы средней дальности потребует большого объема финансирования. Не ущемит ли эта программа другие, более важные, на которые денег и так не хватает? Речь идет, в частности,  о программе развития стратегических ядерных сил или технического переоснащения сил общего назначения, о повышении материального уровня офицеров, о переводе армии на контракт, строительстве жилья и улучшения боевой подготовки войск.

Как ответ на российские ракеты средней дальности вполне прогнозируемо возобновление США своих программ РСД «Першинг-2» и крылатых ракет морского базирования или создания новых, улучшенных систем средней дальности и развертывания их в Европе. Новые члены НАТО, судя по всему, с восторгом отнесутся к такому ответу США, и если в начале 80-х годов прошлого века размещение РСД воспринималось Советским Союзом как большая угроза, то для нынешней России  ситуация будет выглядеть намного хуже.

Сейчас другое соотношение ядерных и обычных сил, иное геостратегическое положение сторон. Если американские ракеты «Першинг-2» тогда едва достигали Московской области, то теперь в случае размещения на территории новых членов НАТО аналогичные системы с укороченным подлётом времени будут перекрывать всю территорию России вплоть до Урала, а то и далеко за ним. Ракеты эти могут оснащаться как ядерным, так и высокоточным обычным боезарядами и иметь минимальное подлетное время до целей. Вот это действительно поставит под угрозу весь российский потенциал ядерного сдерживания, не в пример объектам ПРО в Чехии и Польше, и вынудит полностью перестраивать ядерные силы России, её системы предупреждения и управления с огромными затратами.

Между тем, при необходимости, вместо новой программы ракет средней дальности Россия могла бы развернуть за гораздо меньшие затраты несколько дополнительных полков межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» или разработать высокоточную обычную боевую часть для оснащения имеющихся баллистических и крылатых ракет, не запрещенных Договором по РСМД. Тем более, что развертывание МБР «Тополь-М» с моноблочной или разделяющейся головной частью, в ядерном или обычном оснащении, никак  не ограничено московским Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 2002 года. К тому же его «потолки» на ядерные боезаряды от 1700 до 2200 единиц допускают их развертывание с большим запасом.

Но далеко не очевидна и целесообразность нацеливания на объекты ПРО стратегических ракет, ракет средней дальности или оперативно-тактических ракет с обычной, не ядерной боевой частью.  Ведь удары по позициям ПРО в Европе будут наноситься с целью помешать ей (ПРО) перехватить российские межконтинентальные баллистические ракеты, направленные против США и их союзников в ответном, ответно-встречном или первом ударе. С учетом того, что эти МБР оснащены ядерными боеголовками, можно сделать вывод, что речь идет о ядерной войне. В этом случае при ответном ударе российские ракеты стартуют после гипотетического нанесения США или НАТО по территории России массированного ядерного удара.

Спрашивается, какой смысл в таких условиях пытаться поразить объекты ПРО в Европе с помощью высокоточного обычного оружия?  Подобная деликатность явно неуместна. Гораздо проще, дешевле и надежнее сделать это с применением ядерных средств стратегического или оперативно-тактического назначения.

И в заключение: Договор по РСМД - это один из немногих центральных договоров в области ядерного разоружения, пока ещё остающихся в законной силе после разрушительной политики администрации президента Джорджа Буша-младшего. Эта политика является объектом все более жесткой критики в мире и внутри самих США и, скорее всего, будет пересматриваться со сменой власти в Вашингтоне после выборов 2008 года.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала