Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

01:06
Москва
25 апреля ‘24, Четверг

«Все надо опять переписывать»: юрист раскритиковала законопроект о домашнем насилии

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Совфед опубликовал вариант законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия.

Документ опубликовали 29 ноября для общественного обсуждения. Далее его направят на рассмотрение в Госдуму.

Проект разрабатывала рабочая группа, в которую вошли депутаты, сенаторы и эксперты. Он вызвал споры еще до публикации. Сторонники указывали на ужасающую статистику домашнего насилия в России. Противники говорили о разрушении семьи и необходимости защиты «традиционных ценностей». Публикация добавила вопросов.

Бесполезный вариант

По словам одной из авторов законопроекта Мари Давтян, эта версия не согласована с рабочей группой. Она подчеркнула, что опубликованный вариант не только урезан, но и юридически безграмотен. Она объяснила появление такой версии «результатом заигрываний Совфеда с разного рода радикальными консервативными группами».

По мнению юристки, нужно думать «не как уважить людей, которые видят в насилии скрепу, а как защитить тех, чьи жизнь и здоровье в опасности». Вариант закона от рабочей группы она назвала более эффективным, а вариант от Совфеда — бесполезным.

Как пояснила Давтян, определение семейно-бытового насилия в этой редакции выводит из-под действия закона все виды физического насилия, поскольку они всегда содержат признаки административного правонарушения или преступления. По словам адвоката, это означает, что закон нельзя будет применять, если человек подвергается домашнему насилию. То есть люди не смогут воспользоваться мерами, которые предлагает проект, поскольку формулировка не позволяет его применять. В итоге законопроект лишается всякого смысла, подчеркнула юристка. Она назвала данную редакцию недопустимой, а также констатировала необходимость переписать закон.

Что в законопроекте

В обнародованную версию вошли 28 статей (их было больше). Законопроект вводит понятие семейно-бытового насилия, которого нет в российских законах. Оно определяется как «умышленное деяние, причиняющее илисодержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и(или) имущественного вреда, не содержащее признаки административногоправонарушения или уголовного преступления». Положения распространяются на формальных родственников, супругов и равезденных, имеющих общего ребенка и проживающих вместе людей.

Документ предлагает профилактику в виде правового просвещения и информирования, профилактических бесед, защитных предписаний и судебных защитных предписаний, постановки на учет и контроля, а также помощи в социальной адаптации и реабилитации переживших домашнее насилие. К участию в профилактике предлагают привлечь полицию и прокуратуру, кризисные центры, соцслужбы, больницы, общественные организации, органы власти.

Новыми для российской практики являются защитные предписания, которые могут выписать полицейские. Судебные защитные предписания могут выписываться по решению суда.

Они запретят нарушителям контактировать с пострадавшими любыми способами, включая телефон и интернет, приближаться к ним и выяснять их местонахождение. Предписания будут действовать 30 суток (с возможностью продления до 60 суток).

Еще одной новинкой стали охранные предписания, которые будут выдавать суды. Они смогут действовать до года. Они запретят агрессорам любые контакты с пострадавшими, а также обяжут их покинуть совместное жилье (если они могут это обеспечить). Агрессоров также могут обязать вернуть личные вещи пережившим насилие и направить на психологическую программу. Что грозит за нарушение предписаний — в документе не прописано.

Лукашенко: Я никогда не был «ворюгой»
Реклама