Оптические иллюзии, которые заставляют задуматься о жизни
- Келли Гровьер
- BBC Culture
Министерство транспорта Индии экспериментирует с трехмерными изображениями на трассах для того, чтобы вынудить водителей сбавлять скорость. Обозреватель ВВС Culture считает, что эти рассчитанные на обман зрения эксперименты произрастают из традиции применения оптических иллюзий в произведениях искусства.
Способен ли рисунок заставить человека замереть на месте, не говоря уже о том, чтобы спасти кого бы то ни было?
Министерство транспорта Индии очень на это рассчитывает. В конце апреля социальные сети заполонили фотографии экспериментальных изображений с эффектом оптической иллюзии, сделанных прямо на пешеходных переходах.
Вместо "зебры" подъезжающий водитель видит на дороге вроде бы привычные белые полоски, но парящие в воздухе, словно какие-нибудь невесомые стропила.
Градостроители надеются, что завороженные необычным зрелищем водители просто не смогут не притормозить при виде подобных трехмерных трюков, что позволит сократить количество дорожно-транспортных происшествий, вызванных превышением скорости.
Эту идею чиновникам подсказала художественная традиция: так, еще в XVI веке был создан шедевр, с помощью обмана зрения пытавшийся заставить людей озаботиться спасением своей души.
Картина "Послы" авторства немецко-швейцарского художника Ганса Гольбейна Младшего, впервые представленная публике в 1533 году, вероятно, потрясла зрителей не меньше, чем пресловутый "лежачий полицейский", внезапно взмывший в воздух.
Гигантское полотно, выполненное масляными красками на дубовой доске, выглядит загадочно, даже если смотреть на него прямо.
На картине изображены двое дипломатов на фоне предметов светского досуга: высокопоставленные мужи опираются на шкафчик, заставленный музыкальными инструментами и различными научными приборами.
Но если посмотреть на картину слева под острым углом, так чтобы увидеть ее периферическим зрением, неожиданно проявляется сокрытая в центре картины тайна, от которой душа уходит в пятки.
Только так, искоса, можно разглядеть оптическую иллюзию, замаскированную Гольбейном в своем шедевре: на переднем плане внезапно проступает жуткий оскал потрескавшегося черепа.
Это изображение представляет собой вариацию на традиционную тему memento mori ("помни о смерти"), которая использовалась живописцами и скульпторами, чтобы преподать зрителям духовный урок, напоминая о бренности этого мира и о пользе праведной жизни для спасения души.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
По-видимому, Гольбейн переживал, что публика уже пресытилась изображениями черепов на средневековых картинах и что их воздействие на религиозные чувства людей притупилось, и поэтому решил обыграть этот образ по-новому.
Так же как и трехмерные полоски на индийских дорогах, оптический обман на картине Гольбейна является примером художественного приема, с помощью которого наблюдатель (или водитель) оказывается застигнутым врасплох.
Это называется анаморфоз: из-за оптического смещения определенный элемент изображения, недоступный поначалу для восприятия, складывается в легко прочитываемый образ.
Как только становится ясно, что скрывается за нечетким пятном на картине Гольбейна, мрачное напоминание о смерти затмевает всю мирскую значимость символов культурной образованности, окружающих французского посла в Лондоне Жана де Дентевиля (на картине слева) и его коллегу, папского легата Жоржа де Сельва, епископа Лаворского (справа).
Под впечатлением от гольбейновского черепа душа жмет на тормоза и сворачивает на путь, ведущий прочь от этого материального мира - в мир иных, духовных ценностей. Так и водитель от неожиданности испуганно тормозит – возможно, чтобы спасти жизнь зазевавшемуся пешеходу.
- Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.