Вывели на чистую воду. "Эвер Гивен" снят с мели в Суэцком канале, но вызванная им пробка сохранится еще несколько дней

Подпись к видео, Капитан дальнего плавания о своем опыте прохода Суэцкого канала

По данным портала MarineTraffic, отслеживающего передвижения морских судов, контейнеровоз "Эвер Гивен" на малом ходу с помощью буксиров смог преодолеть узкую часть Суэцкого канала и вышел в район Малого Горького озера, которое примыкает к Большому Горькому озеру, расположенному между северной и южной частями канала.

Вслед за этим парализованная на неделю навигация в Суэцком канале, связывающем Средиземное море с Красным, была возобновлена.

Теперь эскпертам предстоит осмотреть контейнеровоз, чтобы выяснить, нуждается ли он в ремонте и сможет ли своим ходом продолжить движение в пункт назначения. Сухогруз, на борту которого находится более 20 тыс. морских контейнеров, направлялся из Китая в Роттердам.

Как заявили в руководстве компании, управляющей каналом, на восстановление нормального судоходства в Суэцком канале потребуется несколько дней. Сейчас у северного и южного входов в канал ожидают прохода свыше 400 судов.

The Ever Given on the move

Автор фото, Reuters

Подпись к фото, "Эвер Гивен" двинулся по Суэцкому каналу при помощи бускиров, но собственным ходом

Пропускную способность канала собираются увеличить с обычных примерно 50 до 100 судов в сутки, привлекая дополнительные буксиры.

Вслед за информацией о снятии контейнеровоза с мели мировые цены на нефть начали падать.

Накануне к спасательной операции были подключены дополнительные силы, и в последнем этапе разблокировки канала участвовали в общей сложности 10 буксиров.

Подпись к видео, Севший на мель гигантский контейнеровоз наконец освобожден

В понедельник утром "Эвер Гивен" выровняли относительно берега и ждали прилива. Однако из-за сильного ветра контейнеровоз снова перегородил канал, ширина которого составляет лишь 200 метров - вдвое меньше, чем длина контейнеровоза.

Image shows the ship on Monday morning

Автор фото, EPA

Подпись к фото, "Эвер Гивен" наконец-то удалось развернуть параллельно берегу

"Египтяне своими руками восстановили нормальный ход вещей, и теперь весь мир может быть уверен, что получит свои товары, проходящие через этот важнейший торговый путь", - написал президент страны Абдул-Фаттах Сиси на своей официальной странице в соцсетях.

Время подсчитывать убытки

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Гигантский контейнеровоз, направлявшийся из Малайзии в Нидерланды, почти на неделю заблокировал сообщение по одной из важнейших транспортных артерий мира.

Затор, возникший в Суэцком канале после того, как его перегородил севший на мель контейнеровоз, скорее всего вызовет проблемы с поставками некоторых товаров в Европу. Однако делать точные прогнозы никто не берется, поскольку информация о содержимом сотен тысяч контейнеров на борту сотен судов непублична.

Впрочем, как указывает представитель Британской судоходной палаты Питер Эйлотт, грузовые суда часто приходят с задержкой в несколько дней по самым разным причинам - от поломок до плохой погоды, и этот риск заранее закладывается в графики поставок.

"В целом, транспортировка морским путем очень надежна, и в обычных условиях при перевозках из одного конца света в другой задержка на два-пять, а то и шесть дней вполне допустима, - говорит Эйлотт. - Так что шесть дней задержки, как в данном случае, означают, что рынки справятся без особого труда".

С другой стороны, за те же шесть дней компания, управляющая Суэцким каналом, потеряла более 95 млн долларов дохода, а судам, которые пустили в обход канала мимо Мыса Доброй Надежды, придется израсходовать лишние 400 тыс. долларов на топливо.

Схема альтернативного маршрута

Каждый час простоя кораблей обошелся международным судоходным компаниям в астрономические суммы. Согласно данным Lloyd's List, блокировка канала задерживает товаров на сумму почти 9,6 млрд долларов в день или 400 млн долларов в час.

Новость о снятии с мели контейнеровоза и возобновлении движения по Суэцкому каналу привела также к снижению цен на нефть эталонных марок.

Как гигантский корабль снимали с мели

После того, как контейнеровоз сел на мель, сдвинуть его с места много дней помогала целая флотилия бускиров.

Одновременно с попытками буксиров сдвинуть судно с места, его нос и корму пытались откопать с помощью земснарядов.

Как снимали с мели "Эвер Гивен"

По словам эксперта по вопросам судоходства Сала Меркольянно, земснаряды постояннно работают в Суэцком канале, расчищая и углубляя русло.

"Эти большие механизмы опускают ковши на глубину и вычерпывают со дна осадки, которые потом выгружают на берег", - поясняет он.

Еще в субботу спасатели попытались использовать прилив для освобождения судна. Одновременно из-под носа контейнеровоза, воткнувшегося в берег, земснаряды удалили тысячи тонн песка и глины.

По данным агентства Блумберг, спасательные команды извлекли 27 тысяч кубометров песка, в котором застрял "Эвер Гивен".

В дополнение к обычным земснарядам в Суэцкий канал прибыла специальная "драга-пылесос", способная перемещать до 2 тыс. кубометров породы в час.

Голландские спасатели, имеющие большой опыт подобных работ, говорили, что опасаются разлома судна.

Агентство Рейтер, ссылаясь на источники в компании, сообщало, что под дном судна обнаружен массив камня, что серьезно затруднило работы.

A digger attempts to remove earth around the bow of the Ever Given, which is blocking the Suez Canal, Egypt (25 March 2021)

Автор фото, Reuters

Подпись к фото, Работы по освобождению судна велись и на берегу - с помощью экскаваторов

Работы таже были затруднены чередой приливов и отливов, а также сильным ветром.

В "Твиттере" даже появилось видео, на котором спасатели празднуют момент, когда судно удалось сдвинуть всего на два дюйма.

Пропустить контент из Twitter, 1
Разрешить контент Twitter?

Этот материал содержит контент, предоставленный Twitter. Мы просим вашего разрешения до загрузки, потому что он может использовать кукис и другие технологии. Вы можете ознакомиться с правилами кукис и политикой личных данных Twitter, прежде чем дать согласие. Чтобы увидеть этот контент, выберите “Согласиться и продолжить”.

Контент из Twitter окончен, 1

В случае, если бы все предпринятые меры не увенчались успехом, оставался последний вариант: разгрузить судно и слить топливо, чтобы повысить его пловучесть. Однако такая операция могла оказаться очень сложной, дорогостоящей и продолжительной.

Можно было бы попробовать обойтись одной лишь перекачкой топлива, что было бы быстрее и дешевле, но этого могло оказаться недостаточно.

А вот снимать с судна кранами 20 тысяч морских контейнеров могло оказаться тяжелейшей задачей. Доставить такие краны к контейнеровозу было бы весьма сложно, к тому же в процессе разгрузки могла произойти разбалансировка, что теоретически грозило бы судну разломом.

Picture taken from a nearby tugboat after it's been moved

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото, Уже в понедельник утром контейнеровоз был частично на плаву

К счастью, до всего этого не дошло, и совместных усилий земснарядов, экскаваторов и буксиров оказалось достаточно, чтобы снять судно с мели.

Судно

Автор фото, Reuters

Подпись к фото, Египетские власти всеми силами старались избежать необходимости разгружать контейнеровоз, иначе работы могли растянуться на несколько недель

Пока нет ясности, когда точно удастся возобновить движение судов по каналу, через который проходит около 12% мировой торговли. У контейнеровоза поврежден корпус.

карта пробки в канале

По словам капитана контейнеровоза "Эвер Гивен", его сдуло с курса мощным порывом ветра.

Это самое большое судно, которое когда-либо испытывало проблемы в акватории Египта. Его размеры - 59 на 400 метров (это длина четырех футбольных полей).

Satellite image showing shipping waiting near the Suez Canal

Автор фото, © Cnes2021, Distribution Airbus DS

Подпись к фото, На спутниковом снимке видны суда, дожидающиеся своей очереди, чтобы войти в Суэцкий канал

В последний раз подобный инцидент в Суэцком канале произошел в 2017 году, когда из-за технических неисправностей на мель сел японский контейнеровоз.

Тогда египтянам удалось возобновить судоходство в проливе всего за несколько часов.