За простой неисправных "Суперджетов" заплатят из российского бюджета

Из-за поломок самолеты вынуждены простаивать на земле в ожидании запчастей, не принося прибыль

Автор фото, Gavriil Grigorov/TASS

Подпись к фото, Из-за поломок самолеты вынуждены простаивать на земле в ожидании запчастей, не принося прибыль

Российское правительство собирается потратить 3,5 млрд рублей (46,66 млн долларов) на компенсацию потерь Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) от простоев авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 по техническим причинам. Одновременно правительство поддерживает производителя самолетов, стимулируя авиакомпании покупать такие лайнеры.

Проект постановления правительства о компенсации потерь ГТЛК опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов.

ГТЛК - крупнейшая транспортная лизинговая компания в России. Она владеет 252 самолетами, 87200 единицами железнодорожной техники, 191 плавсредством и 11900 единицами автомобильной и дорожной спецтехники. Компания предоставляет авиакомпаниям самолеты в аренду.

Лизинговая компания была вынуждена делать скидки по уплате арендных платежей перевозчикам, взявшим в аренду авиалайнеры "Суперджет", поскольку самолеты оказались ненадежными. Из-за поломок они часто простаивают в ожидании запчастей и ремонта, не принося прибыль.

В тексте пояснительной записки к проекту постановления говорится, что по закону арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

ГТЛК отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды компания не знала об этих недостатках.

"За время эксплуатации воздушных судов "Сухой Суперджет 100" были выявлены проблемы технического характера, связанные с конструктивными особенностями, что привело к невозможности коммерческой эксплуатации данных воздушных судов, простоям воздушных судов в эксплуатации и, как следствие, отказу арендаторов ПАО "ГТЛК" от внесения арендной платы ввиду невозможности использования имущества по назначению с целью получения прибыли", - говорится в пояснительной записке к документу.

В ОАК говорят, что могут выпускать 30 "Суперджетов" в год

Автор фото, Gavriil Grigorov/TASS

Подпись к фото, В ОАК говорят, что могут выпускать 30 "Суперджетов" в год
Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Согласно этой записке, в 2015 году ГТЛК получила ‎44 "Суперджета", 43 из которых были переданы в лизинг авиакомпаниям "Ямал", "Азимут", "ИрАэро", "Якутия", "Авиапредприятие Северсталь" ‎и "БурАл" (в 2017 году у нее был отозван сертификат, а договор аренды двух бортов расторгнут).

ГТЛК опасается, что, во-первых, авиакомпании могут добиться расторжения договоров аренды самолетов из-за их несоответствия заявленным характеристикам, а во-вторых - репутационных потерь.

"Ввиду большого внимания российских СМИ к ходу реализации данного проекта в российских региональных авиакомпаниях, подобная ситуация крайне негативным образом скажется ‎на дальнейшей реализации программы "Сухой Суперджет 100" в целом, а также повлечет за собой существенные репутационные потери как для ПАО ГТЛК, так и для производителей отечественной авиационной техники", - говорится в пояснительной записке.

Как помочь одновременно авиакомпаниям и авиапроизводителям?

Российские власти еще в мае объявили о мерах поддержки российского авиапрома, пострадавшего из-за пандемии коронавируса.

13 мая президент Владимир Путин предложил меры по поддержке авиаотрасли, которая понесла серьезные потери из-за пандемии коронавируса. Тогда многие страны, в том числе и Россия, закрыли границы. Президент предложил субсидии пострадавшим авиакомпаниям. Но приоритет в их получении, по его словам, должен был быть у перевозчиков, в парке которых есть российские самолеты.

Тогда же Путин предложил запустить новую программу поддержки лизинга отечественных самолетов - лизинговые компании должны получить госгарантии, а также субсидии, которые должны помочь снизить стоимость летного часа. Он также предложил увеличить субсидирование региональных авиарейсов.

Первым получателем господдержки стала компания Red Wings, которая объявила о покупке 60 "Суперджетов" и 16 среднемагистральных МС-21.

Red Wings фактически государственная компания - она принадлежит лизинговой компании "Ильюшин финанс Ко", которая контролируется Объединённой авиастроительной корпорацией. ОАК, в свою очередь, принадлежит "Ростеху".

МС-21 производит компания "Иркут", ей же принадлежат и "Гражданские самолеты Сухого", которые производят "Суперджет".

"Суперджет"

Автор фото, Marina Lystseva/TASS

Подпись к фото, "Суперджет" был символом возрождения российского авиапрома, но не избавился от множества "детских болезней"

Среди "Суперджетов", которые достанутся Red Wings, вероятно, будет два десятка лайнеров, которые уже были построены. В конце августа агентство РБК со ссылкой на свои источники сообщило, что 30 из этих самолетов - борта, на которые не нашлось покупателей. В Объединенной авиастроительной корпорации в мае рассказали, что у них "есть два десятка самолетов, произведенных по контрактам с несколькими авиакомпаниями, которые находятся на различных стадиях ремаркетинга. Часть из них сдается в аренду".

В ОАК ранее заявляли, что производственные мощности позволяют корпорации выпускать 30 "Суперджетов" в год.

Ненадежный самолет

Первый, полностью спроектированный после развала Советского Союза пассажирский авиалайнер SSJ-100 завоевал в прессе репутацию не очень надежного самолета.

В феврале 2018 года крупнейший эксплуатант этого самолета "Аэрофлот" признал его наименее безопасным из всех лайнеров в своем парке. Это было связано с различными неисправностями.

В 2019 году ирландская лизинговая компания CityJet отказалась от российских самолетов. Одним из клиентов CityJet была крупнейшая бельгийская авиакомпания Brussels Airlines, которая арендовала четыре "Суперджета".

В конце 2018 года Brussels Airlines отказалась от "Суперджетов" из-за частых неисправностей самолетов. Пресса, цитируя источники в авиакомпании, называла эти неисправности "детскими болезнями".

Судя по данным сервиса FlightRadar24, у крупнейшего иностранного авиаперевозчика, который использует Superjet - мексиканской компании InteJet - из 22 российских самолетов регулярно летают лишь восемь.

По данным FlightRadar24, в авиакомпании "Ямал", которая использует взятые в аренду у ГТЛК "Суперджеты", из 15 самолетов этого типа четыре за последние несколько месяцев летали с перерывами в неделю и больше.

С другой стороны, по тем же данным, у "Азимута", который использует 12 "Суперджетов" ГТЛК, простаивал долгое время только один борт.

FlightRadar24 не указывает причину простоя самолетов.