Семья таджикского экс-министра может остаться на улице

  • Анора Саркорова
  • Русская служба Би-би-си, Душанбе
Зайд Саидов, предприниматель и экс-министра промышленности и энергетики Таджикистана
Подпись к фото, В Таджикистане проводят параллели между судьбами Зайда Саидова и Михаила Ходорковского

Родные и близкие известного предпринимателя и экс-министра промышленности и энергетики Таджикистана Зайда Саидова, осужденного таджикскими властями на 29 лет, могут остаться без крыши над головой.

Около 70 ближайших родственников опального политика, включая детей, братьев и племянников Зайда Саидова, получили судебные уведомления, в которых им предписано освободить в ближайшее время собственные дома, подпадающие под конфискацию.

Защитник экс-министра Исхок Табаров назвал решение судебных органов жестоким и обратился с открытым письмом к президенту страны Эмомали Рахмону, в котором просит защитить семью Саидова от беззакония и правового беспредела.

"Судебные исполнители приступили к процедуре конфискации имущества, принадлежащего не только Зайду Саидову, но и его родственникам, в том числе сыновьям и братьям, каждый из которых имел свою собственную жилплощадь, не имевшую отношения к осужденному экс-политику. Власти поступают жестоко, оставляя на улице в эти зимние дни десятки человек, включая детей и пожилых людей", - говорится в открытом письме на имя таджикского президента.

В настоящий момент семья Саидова обратилась в суд с жалобой на действия приставов и признания незаконности их действий. Однако они сомневаются, что суд к ним прислушается.

"Уведомление получили даже племянники моего отца, дети его покойного брата, который получал свой дом в 70-е годы прошлого столетия. Собственность не имеет никакого отношения к Зайду Саидову. Тогда мой отец еще был студентом. Мой покойный дядя никакого отношения не имел к политике и к предпринимательской деятельности своего брата тоже, - сказал Русской службе Би-би-си Хайрулло Саидов, сын осужденного экс-политика. – Я взываю к справедливости, но у меня нет гарантии, что мы сможем ее добиться. Представители власти сами понимают противозаконность происходящего, в неофициальных беседах они подчеркивают, что являются только исполнителями, а указания спускаются сверху".

Без комментариев

В министерстве юстиции Таджикистана Русской службе Би-би-си заявили, что конфискация собственности членов семьи Саидовых не нарушает закона, однако отказались отвечать на вопрос, почему изымается имущество, не имеющее отношения к Зайду Саидову. От дальнейших комментариев в минюсте и Верховном суде Таджикистана отказались.

Хайрулло Саидов
Подпись к фото, Хайрулло Саидов не надеется, что власть прислушается к жалобам родственников экс-министра

Столичные судебные исполнители утверждают, что их действия законны, и что они конфискуют только ту собственность, которая указана в решении суда.

По мнению наблюдателей, конфискация имущества родственников людей, попавших в опалу, - это своеобразный сигнал властей всем, кто попытается высказать позицию, отличную от общепринятой.

По совокупности двух судебных процессов известный предприниматель и экс-министр промышленности и энергетики Зайд Саидов был приговорен к 29 годам тюремного заключения с конфискацией имущества.

Суд признал его виновным в растрате имущества, отмывании незаконных доходов, уклонении от уплаты налогов, злоупотреблении должностными полномочиями, изнасиловании, многоженстве, получении взятки и мошенничестве.

Адвокат Исхок Табаров
Подпись к фото, Адвокат Саидова Исхок Табаров обратился с открытым письмом на имя таджиского лидера, в котором говорит о жестоком обращении властей с родными осужденного бизнесмена

Процесс по делу Саидова стал одним из самых резонансных в стране за последние годы. По мнению защиты экс-министра, в деле о взятках, в получении которых обвиняют Зайда Саидова, фигурируют имена действующих высокопоставленных таджикских чиновников, в связи с чем, предполагают они, дело было решено засекретить.

Защита предпринимателя считает процесс политически мотивированным и связывает преследование политика с его заявлениями о желании создать новую политическую партию.

Сам Саидов в последнем слове отверг все выдвинутые против него обвинения, назвав их заказными и политическими.