Венеция-2021: долгожданная "Дюна", принцесса Диана, классики и дебютанты, картины из России и Украины

  • Александр Кан
  • обозреватель по вопросам культуры
"Золотой Лев" - эмблема и главный приз Венецианского кинофестиваля

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото, "Золотой Лев" - эмблема и главный приз Венецианского кинофестиваля

Открывающийся 1 сентября 78-й Венецианский кинофестиваль обещает не только напряженную борьбу за главный приз - "Золотого Льва", но и блестящую подборку конкурсных и внеконкурсных картин, в том числе из России и Украины.

В прошлом году Венецианский фестиваль оказался единственным, который удалось провести практически без ущерба, в обычном офф-лайновом формате. Произошло это благодаря везению. Срок проведения фестиваля - конец августа, начало сентября - пришелся на летний спад коронавируса и, соответственно, временное ослабление коронавирусных ограничений. Поэтому Венеция, и без того справедливо гордящаяся своим титулом старейшего кинофестиваля в мире, теперь может несколько свысока взирать на своих конкурентов из "большой тройки" - двух других фестивалей категории "А" в Каннах и Берлине, не говоря уже о других менее именитых своих собратьев.

Венеция - не такая пышно-гламурная, как Канны с их набережной Круазетт и неизбежным сбором звезд первой величины - зачастую к показанным там фильмам отношения не имеющим. И не такая сдержанно-суровая как принципиально арт-хаусный Берлин. Она занимает в большой тройке позицию золотой середины.

Здесь традиционно очень высокий, без уклона в ту или иную крайность, уровень представленных для показа фильмов - как в конкурсной борьбе за "Золотого Льва", так и во внеконкурсных программах.

В борьбе за "Золотого Льва"

Главное внимание, конечно - конкурсным картинам, которые поведут борьбу за одну из самых престижных наград мирового кино - "Золотого Льва" Венецианского кинофестиваля.

У давно уже признанного классиком испанского мэтра Педро Альмодовара настолько высокая, сложившаяся десятилетиями репутация, что любой его новый фильм автоматически считается фаворитом.

В новом фильме "Параллельные матери", как всегда у гея Альмодовара, в центре картины - женские судьбы. Три женщины становятся матерями в один день, и на протяжении двухчасовой картины мы прослеживаем их жизнь и жизнь их детей, меняющиеся вместе со временем. В главных ролях Айтана Санчес Гийон, Милена Смит и практически неизменная для Альмодовара Пенелопа Круз.

Пропустить контент из YouTube, 1
Разрешить контент Google YouTube?

Этот материал содержит контент, предоставленный Google YouTube. Мы просим вашего разрешения до загрузки, потому что он может использовать кукис и другие технологии. Вы можете ознакомиться с правилами кукис и политикой личных данных Google YouTube, прежде чем дать согласие. Чтобы увидеть этот контент, выберите “Согласиться и продолжить”.

Внимание: Контент других сайтов может содержать рекламу.

Контент из YouTube окончен, 1

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

У Круз на фестивале еще одно воссоединение с давним партнером. Вместе с Антонио Бандерасом они играют главные роли в испанской комедии "Официальный конкурс" двух аргентинских режиссеров, Мариано Кона и Гастона Дюпра, решивших в ироничном ключе рассказать о претенциозном бизнесмене-миллиардере, вознамерившемся снять фильм, который должен войти в историю кино.

Не смог обойтись без своего любимого актера Тони Сервилло в своем новом фильме "Рука Бога" и завоевавший за последние годы высочайшую репутацию итальянский режиссер Паоло Соррентино ("Последствия любви", "Великая красота", "Молодой папа").

Подробности сюжета не разглашаются, но название дало основания для предположений, что в центре фильма - великий футболист Диего Марадона, именно так - "рука Бога", объяснивший забитый им рукой гол в ворота сборной Англии на чемпионате мира 1986 года. Тем более, что фильм снимался в Неаполе, где Марадона в течение нескольких лет играл за местный "Наполи".

Предположения эти спровоцировали намерение юристов Марадоны подать иск против создателей картины, однако финансирующая ее производство компания Netflix заявила, что никакого отношения к футболу фильм не имеет и основан на личной истории Соррентино.

Новозеландка Джейн Кэмпион со своего вот уже почти тридцатилетней давности прорыва с фильмом "Пианино", удостоенного в 1993 году "Золотой пальмовой ветви" в Каннах - первая такая награда для женщины-режиссера - относится к элите мирового кино, пусть даже другие ее картины подобного признания и не получали.

Привезенная ею в Венецию "Сила собаки" отнесена в глубокую американскую провинцию, на ферму в штате Монтана в начале ХХ века, где молодая вдова становится жертвой жестокого, садистского преследования со стороны фермера, разозленного тем, что она осмелилась выйти замуж за его брата. В главных ролях - Бенедикт Камбербэтч, Кирстен Данст и Джесс Племонс.

Бенедикт Камбербэтч в фильме "Сила собаки"

Автор фото, Venezia Biennale

Подпись к фото, Бенедикт Камбербэтч в фильме "Сила собаки"

Живущая и работающая в США иранка Ана Али Амирпур произвела сенсацию на фестивале "Сандэнс" в 2014 году своим стильным ироничным дебютом "Девушка возвращается ночью одна домой", который она сама окрестила "первый иранский вампирский вестерн". Не менее скандальной была ее вторая картина "Плохая партия" - "пост-апокалиптическая каннибалистская история в техасской пустыне" с Джимом Керри и Киану Ривзом, удостоенная специального приза жюри в Венеции в 2016 году.

Само название новой картины "Мона Лиза и кровавая Луна" предполагает не менее головокружительные приключения, помещенные на сей раз в пропитанные влажностью и залитые неоновой рекламой улицы Нового Орлеана. Обладающая невероятными способностями главная героиня (Кейт Хадсон) сбегает из психиатрической клиники и погружается в реальную жизнь.

Чилийский режиссер Пабло Ларраин, более всего известный своим байопиком "Джеки" (2016) о Жаклин Кеннеди-Онассис, вступает на аналогичную территорию, решив пойти по более чем избитому пути и воссоздать в фильме "Спенсер" средствами художественного кино жизнь принцессы Дианы, урожденной Спенсер. В главной роли Кристен Стюарт.

Кристен Стюарт в роли принцессы Дианы в фильме "Спенсер"

Автор фото, Venezia Biennale

Подпись к фото, Кристен Стюарт в роли принцессы Дианы в фильме "Спенсер"

Известная и популярная актриса Мэгги Джиленхолл для своего режиссерского дебюта "Незнакомая дочь" выбрала экранизацию одноименного романа популярного итальянского автора, скрывающегося за псевдонимом Элена Ферранте. В центре картины - женщина, у которой случайная встреча на курорте пробуждает тревожные воспоминания юности. В главных ролях Оливия Колман, Дакота Джонсон, Эд Харрис, Питер Сарсгаард.

Заслуженный ветеран американец Пол Шредер ("Американский жиголо", "Люди-кошки", "Мисима: жизнь в четырех главах", "Пэтти Херст" а также сценарии к классическим фильмам Мартина Скорсезе "Таксист", "Бешеный бык", "Последнее искушение Христа") представит спродюсированный его давним другом Скорсезе криминальный триллер "Холодный расчет", в котором бывший военный, а ныне профессиональный картежник отправляется мстить своему давнему врагу. В ролях Оскар Айзек и Уиллем Дефо.

Россия и Украина

Именно здесь, в Венеции, фильмы из СССР, России и постсоветских стран - случайно ли, закономерно - пользуются наибольшей благосклонностью жюри. "Золотой пальмовой ветви" в Каннах была удостоена лишь одна советская картина - "Летят журавли" Михаила Калатозова в 1959 году. "Золотого медведя" в Берлине две - "Восхождение" Ларисы Шепитько в 1976 году и "Тема" Глеба Панфилова в 1987-м.

"Золотого Льва" из Венеции увозили сразу четыре советско-российских режиссера: Андрей Тарковский в 1962 году за "Иваново детство", Никита Михалков в 1991-м за "Ургу", Андрей Звягинцев в 2003-м за "Возвращение" и Александр Сокуров в 2011-м за "Фауста".

В конкурсе 2021 года есть фильм из России - "Капитан Волкогонов бежал" Наташи Меркуловой и Алексея Чупова и фильм из Украины - "Отблеск" Валентина Васяновича.

Супруги Наталья Меркулова и Алексей Чупов обратили на себя внимание в 2013 году дерзким провокативным дебютом "Интимные места". Не менее провокационно в нынешнем российском медийном пространстве прозвучал и фильм "Человек, который удивил всех" (2018), где простой сибирский мужик, в исполнении одного из главных мачо российского кино Евгения Цыганова, неизлечимо больной раком, в отчаянии решается самым кардинальным образом изменить свою жизнь и превращается в женщину.

"Капитан Волкогонов бежал" - история капитана милиции, внезапно объявленного преступником, пускающегося в бега и превращающегося в изгоя общества.

Украинский кинематографист Валентин Васянович обратил на себя внимание еще в 2014 году, выступив как продюсер и оператор успешно прошедшей по европейским фестивалям ленты Мирослава Славошпицкого "Племя".

"Отблеск", как и предыдущая картина Васяновича "Атлантида", посвящен самой болезненной для украинского общества теме - военному противостоянию на Донбассе. Здесь же в Венеции в 2019 году "Атлантида" получила награду за лучший фильм в конкурсе "Горизонты". Теперь же "Отблеск" вступает в борьбу за главный приз - "Золотого Льва".

А в конкурсе "Горизонты" Украину представляет со своей первой снятой после освобождения из российской тюрьмы картиной Олег Сенцов. Его "Носорог" - криминальная драма, события которой разворачиваются в Украине в 90-е годы.

Кадр из фильма Олега Сенцова "Носорог"

Автор фото, Venezia Biennale

Подпись к фото, Кадр из фильма Олега Сенцова "Носорог"

В украинской Одессе, точнее в одесской женской тюрьме, происходит действие еще одной картины в конкурсе "Горизонты" - совместного чешско-словацко-украинского фильма "Цензорша (107 матерей)" словацкого режиссера Петера Керекеша. Героиня фильма Леся, совершив преступление по любви, оказывается с новорожденным ребенком в тюрьме. Основанная на реальных судьбах и снятая в строгой, почти документальной манере картина погружает зрителя не только в драматичную историю борющейся за своего ребенка молодой женщины, но и в прекрасно переданную атмосферу жизни матерей и их детей за решеткой.

Кадр из фильма "Цензорша (107 матерей)"

Автор фото, Films Boutique

Подпись к фото, Кадр из фильма "Цензорша (107 матерей)"

Из России в показы "Горизонты Экстра" известный продюсер Александр Роднянский привез картину Владимира Битокова "Мама, я дома". Битоков, как и знаменитый теперь Кантемир Балагов ("Темнота", "Дылда") и удостоенная в этом году главного приза конкурса авторского кино «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля за свой фильм "Разжимая кулаки" Кира Коваленко, - выпускник режиссерской школы Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике. Там же в Нальчике происходит и действие фильма "Мама, я дома". Его героиня проводила единственного сына на войну в Сирию и получает известие о его гибели. В главной роли - Ксения Раппопорт.

Пропустить контент из YouTube, 2
Разрешить контент Google YouTube?

Этот материал содержит контент, предоставленный Google YouTube. Мы просим вашего разрешения до загрузки, потому что он может использовать кукис и другие технологии. Вы можете ознакомиться с правилами кукис и политикой личных данных Google YouTube, прежде чем дать согласие. Чтобы увидеть этот контент, выберите “Согласиться и продолжить”.

Внимание: Контент других сайтов может содержать рекламу.

Контент из YouTube окончен, 2

Вне конкурса

Главная приманка внеконкурсного показа - долгожданная мировая премьера фильма "Дюна" режиссера Дени Вильнёва. Кроме внушительного звездного состава актеров - Тимоти Шаламе, Оскар Айзек, Джош Бролин, Стеллан Скарсгард, Шарлотта Рэмплинг и Хавьер Бардем фильм интересен еще и грандиозной, растянутой на полвека историей предыдущих попыток экранизации лежащего в его основе фантастического романа американского писателя Фрэнка Герберта. Подробнее об этой истории мы расскажем в отдельном материале, который будет опубликован накануне премьеры.

Тимоти Шаламе в фильме "Дюна"

Автор фото, Venezia Biennale

Подпись к фото, Тимоти Шаламе в фильме "Дюна"

Из других фильмов внеконкурсного показа стоит выделить картину заслуженного британского ветерана Ридли Скотта ("Чужой", "Гладиатор", "Бегущий по лезвию", "Марсианин"). Его новый фильм "Последняя дуэль" - экранизация отнесенного в XIV век исторического романа Эрика Джегера "Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции". В ролях Мэтт Деймон, Адам Драйвер, Бен Аффлек.

Британец Эдгар Райт, автор культовых пародийных ужастиков "Зомби по имени Шон" и "Типа крутые легавые", после экскурса в документально-музыкальное кино с только что вышедшими на экраны "Братьями Спаркс" об американской группе Sparks возвращается в фильме "Прошлой ночью в Сохо" на хорошо знакомую ему территорию стилизованного ироничного ужастика.

Документальные музыкальные фильмы также хорошо представлены во внеконкурсной программе Венеции-2021. Название 137-минутной картины "Становясь Led Zeppelin" говорит само за себя. На сайте группы фильм представлен как "официальная биография" и во всех подробностях воспроизведет историю великой группы.

Точно так же 150-минутная итальянская картина "Эннио" - подробный и обстоятельный рассказ о жизни и музыке знаменитого Эннио Морриконе.

Зато почти такой же по длине 115-минутный фильм "Hallelujah: Леонард Коэн, путешествие, песня" сужает фокус обзора и смотрит на жизнь скончавшегося пять лет назад поэта и музыканта сквозь призму его самой знаменитой песни.

Ну и, наконец, невозможно не упомянуть включенный во внеконкурсный показ состоящий из пяти эпизодов американский телесериал "Сцены из супружеской жизни".

Оскар Айзек и Джессика Честейн в телефильме "Сцены из супружеской жизни"

Автор фото, Venezia Biennale

Подпись к фото, Оскар Айзек и Джессика Честейн в телефильме "Сцены из супружеской жизни"

И не только потому, что в главных ролях звездная пара Оскар Айзек и Джессика Честейн, но еще и, а, может быть, и главным образом потому, что эта телепродукция компании HBO - римейк классического одноименного фильма великого шведа Ингмара Бергмана.