Жутковатый подводный пейзаж: сбитые самолеты и утонувшие суда

Останки бомбардировщика B-17G Flying Fortress, сбитого во время Второй мировой у берегов Хорватии

Автор фото, Steve Jones/www.millionfish.com

Подпись к фото, Останки бомбардировщика B-17G Flying Fortress, сбитого во время Второй мировой у берегов Хорватии

Мастера подводной фотографии поделились с корреспондентом BBC Earth завораживающими снимками утонувших кораблей и самолетов, покоящихся на морском дне.

В прошлом году британский фотограф Стив Джонс снимал в водах Адриатики (рядом с хорватским островом Вис) относительно хорошо сохранившийся на морском дне американский бомбардировщик B-17G Flying Fortress. Самолет был сбит огнем ПВО в 1944 году, и один из пилотов, Эрнест Винно, погиб.

Погружения в таких местах, по словам Джонса, "волнуют и захватывают", и в то же время могут навевать грустные и даже тяжелые мысли - ведь там когда-то разворачивалась трагедия. И на снимке сверху это очень ощущается.

Фотографии, которые Джонс сделал у острова Вис, оказали неожиданное влияние на его жизнь. После того как он заявил эти работы на конкурс "Подводный фотограф года" и они были опубликованы, на них обратили внимание родственники погибшего пилота.

Члены семьи Эрнеста Винно связались со Стивом Джонсом. "До этого им не приходилось видеть фотографии места его гибели, - рассказывает Джонс. - И переписка, которая затем началась между нами, значит для меня даже больше, чем то погружение".

Британский супердредноут HMS Audacious стал первым военным кораблем, который Британия потеряла в Первую мировую

Автор фото, Steve Jones/www.millionfish.com

Подпись к фото, Британский супердредноут HMS Audacious стал первым военным кораблем, который Британия потеряла в Первую мировую
Британская субмарина HMS Stubborn, списанная после Второй мировой и затопленная в 1946 году у берегов Мальты

Автор фото, Steve Jones/millionfish.com

Подпись к фото, Британская субмарина HMS Stubborn, списанная после Второй мировой и затопленная в 1946 году у берегов Мальты

Как признается Джонс, "часто то, что я вижу под водой, приводит меня в трепет". Однако эти своеобразные памятники наиболее кровавым страницам в истории человечества медленно, но верно исчезают.

"В ближайшие годы многие из судов и самолетов, затонувших во время двух мировых войн, исчезнут окончательно и без следа", - говорит Джонс.

Поскольку с течением времени останки все больше разрушаются, подчеркивает он, фотографируя их, "мы запечатлеваем опорные пункты в истории, которые иначе будет не увидеть никак".

"Когда вы ныряете к потерпевшему крушение и лежащему на дне судну или самолету, иногда спустя сотню лет после случившегося, ощущение такое, что время застыло", - рассказывает Андерс Нюберг, шведский фотограф-фрилансер.

Останки греческого сухогруза Giannis D у берегов Египта: солнечные лучи, пробивающиеся через иллюминаторы, добавляют драматичности этой картине

Автор фото, Anders Nyberg

Подпись к фото, Останки греческого сухогруза Giannis D у берегов Египта: солнечные лучи, пробивающиеся сквозь иллюминаторы, добавляют драматичности этой картине
Военный мотоцикл BSA M20, найденный в Красном море на потопленном в 1941 году немецкой авиацией британском вооруженном сухогрузе Thistlegorm

Автор фото, Anders Nyberg

Подпись к фото, Военный мотоцикл BSA M20, найденный в Красном море на потопленном в 1941 году немецкой авиацией британском вооруженном сухогрузе Thistlegorm
Немецкий грузовой пароход Hornstein больше века назад курсировал по Балтийскому морю

Автор фото, Anders Nyberg

Подпись к фото, Немецкий грузовой пароход Hornstein больше века назад курсировал по Балтийскому морю

Однако самое поразительное из того, что когда-либо случилось с Нюбергом под водой, ему не удалось заснять.

Он и его жена ныряли к судну President Coolidge, затонувшему в 1942 году рядом с одним из островов тихоокеанского государства Вануату. Внезапно трюм наполнился голубыми вспышками.

"Постепенно это сияние полностью окружило нас, и я почувствовал, что окончательно потерял ориентацию", - рассказывает он.

Оказалось, что странные голубые огни - это биолюминесцентные глаза рыб, косяк которых окружил Нюберга с женой. Причем феномен можно было наблюдать только в темноте - как только Нюберг включал фонарь, эффект пропадал.

По словам Нюберга, погружение к затонувшим судам или самолетам - процесс захватывающий. Это непросто и физически, и психологически, но в то же время "это своего рода медитация, она позволяет отвлечься от стресса повседневности".

Судно Kittiwake было затоплено у Каймановых островов специально для ныряльщиков

Автор фото, Jennifer Idol

Подпись к фото, Судно Kittiwake было затоплено у Каймановых островов специально для ныряльщиков
"Такие останки, как у Kittiwake, лучше захватывать в объектив полностью, во всей их красе", - считает американский фотограф и дизайнер Дженнифер Айдол

Автор фото, Jennifer Idol

Подпись к фото, "Такие останки, как у Kittiwake, лучше захватывать в объектив полностью, во всей их красе", - считает американский фотограф и дизайнер Дженнифер Айдол
Грузовое судно Eber Ward лежит на дне в проливе Макино, соединяющем два Великих озера — Гурон и Мичиган. Оно затонуло в 1909 году

Автор фото, Jennifer Idol

Подпись к фото, Грузовое судно Eber Ward лежит на дне в проливе Макино, соединяющем два Великих озера — Гурон и Мичиган. Оно затонуло в 1909 году
Еще одно судно, затопленное в 1990-х у берегов Таррагоны (Испания) специально для привлечения подводных туристов

Автор фото, Jordi Benitez

Подпись к фото, Еще одно судно, затопленное в 1990-х у берегов Таррагоны (Испания) специально для привлечения подводных туристов
Грузовое судно Chrisoula K затонуло в Красном море, наткнувшись на коралловый риф

Автор фото, Jordi Benitez

Подпись к фото, Грузовое судно Chrisoula K затонуло в Красном море, наткнувшись на коралловый риф

Испанец Джорди Бенитес, работник банка, начал заниматься подводной фотографией 12 лет назад. "Это особенное чувство - понимать, что ты оказался там, где десятилетия назад были люди, они плавали на этом судне по морям, и у каждого была своя судьба".

"Кроме того, мне очень нравится видеть, как море превращает огромный кусок стали в новый дом для рыб, и как вокруг обломков кораблекрушения создается новая экосистема".

"Я люблю нырять к "Тиселгорму", потому что там до сих пор можно найти много того, что относится ко Второй мировой, - говорит Бенитес. - Когда вы видите велосипеды, грузовики, вагоны, крылья самолетов… вам кажется, что вы вернулись на 70 лет назад".

line break

Этикет ныряльщиков к затонувшим кораблям

1. Уважайте военные могилы. Проявляйте к останкам судов и самолетов то же уважение, что и к могилам на кладбище

2. Уважайте подводную среду на месте, где покоятся корабли и самолеты. Относитесь к ней с такой же осторожностью и бережностью, как к коралловым рифам

3. Уважайте будущее. Фотографируйте, а не собирайте сувениры

4. Уважайте историю. Если вы обнаружили что-то, сообщите о своей находке официальным лицам, ответственным за сбор такой информации

5. Уважайте себя. Будьте уверены на 100%, что вы прошли необходимую подготовку для подобных погружений

6. Уважайте своих родных и близких. В трюмах судов и в останках самолетов могут быть боеприпасы или какой-то иной опасный груз - не прикасайтесь к нему

7. Уважайте закон. Изучите и соблюдайте морское право

Источник: British Sub-Aqua Club

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Earth.