Пять скрытых жемчужин Лондонского кинофестиваля

  • Александр Кан
  • обозреватель по вопросам культуры<br> Русской службы Би-би-си

На каждом кинофестивале, кроме громких и ярких премьер и картин-лауреатов, есть и скромные, но по своему замечательные ленты. Александр Кан рассказывает о нескольких "скрытых жемчужинах" Лондонского кинофестиваля-2014.

"Невесты" (режиссер Тинатин Каджришвили, Грузия)

brides

Автор фото, BFI

Подпись к фото, "Невесты" - жесткая картина об оборотной стороне искоренения преступности в Грузии времен Саакашвили

Памятные по советским временам тонкий лиризм, музыкальность и поэтичность грузинского кино за два с лишним десятилетия войн, революций и экономических неурядиц начисто сошли на нет, уступив место суровому, лаконичному по киноязыку критическому реализму.

Многократно прославленное искоренение преступности в Грузии времен Михаила Саакашвили имело, как выясняется, свою оборотную сторону. "Нулевая терпимость к преступности" привела к невероятным для неосведомленного зрителя срокам тюремного заключения – 14 лет за кражу велосипеда, 10 лет за хищение коровы, 6 лет – за курение марихуаны.

Именно такой срок получил муж режиссера фильма "Невесты" Тинатин Каджришвили. Точнее мужем ее он стал уже в тюрьме – иначе прожившие несколько лет вместе люди не имели права на свидание.

Судьбы таких же, как она, "невест", от 18-летней девушки до 75-летней старушки, становящихся женами своих отбывающих срок возлюбленных – пронзительная человеческая история, остро политическая и в то же время универсальная.

"Танцующие арабы" (режиссер Эран Риклис, Израиль)

dancing arabs

Автор фото, BFI

Подпись к фото, "Танцующие арабы" - острая критика сегрегации арабов в Израиле

Критикой пронизана и израильская картина "Танцующие арабы" Эрана Риклиса. "Мой папа – террорист" - упрямо твердит в ответ на вопросы учителя ее главный герой, талантливый арабский мальчик Эйад. Его отец, ученый, осужденный за участие в протестах, все-таки отправляет сына учиться в престижную и привилегированную Академию искусств в Тель-Авиве. Ни самые выдающиеся способности, ни серьезные академические успехи, ни даже любовь еврейки-израильтянки не помогают. Каждый день напоминает Эйаду, что он - отверженный. "Араб, даже и думать не смей о любви еврейки!", - гласит грозная предупредительная надпись на телефоне автомате, по которому Эйад узнает от своей девушки, что под давлением родителей и перспектив карьеры она все же вынуждена с ним расстаться. Единственная отдушина – дружба с таким же отверженным инвалидом-одноклассником. После смерти друга мать его дает Эйаду имя и документы своего сына. Лишь так – отказавшись от своей сущности – может он добиться успеха.

"Рядом с нею" (режиссер Асаф Корфман, Израиль)

Рядом с нею

Автор фото, BFI

Подпись к фото, А в этой израильской картине - "Рядом с нею" - нет ни грамма политики. Есть зато щемящая жизненная история

А вот другая израильская картина - "Рядом с нею" - начисто лишена характерной для предельно политизированного израильского общества сиюминутности.

28-летняя Челли всю себя посвятила своей психически и физически больной 24-летней сестре.

Суровое испытание ожидает эту семью, когда у Челли появляется бойфренд. Житейская история с леденящим кровь сюжетным поворотом при этом начисто лишена слезливой сентиментальности.

"В подвале" (режиссер Ульрих Зайдль, Австрия)

В подвале

Автор фото, BFI

Подпись к фото, Австрийская документальная лента "В подвале" - предельно реалистическая по киноязыку, но абсолютно сюрреалистическая по содержанию
Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Само название австрийского фильма "В подвале" невольно заставляет вспомнить прогремевшую несколько лет назад на весь мир жуткую историю Йозефа Фрицля, в течение 24 лет подвергавшего в подвале сексуальным насилиям свою дочь.

На первый взгляд, картина известного австрийского документалиста Ульриха Зайдля не имеет с этой историей ничего общего – она в фильме даже не упоминается. Более того, нет тут ни авторского комментария, ни ясно выраженной идеи.

Мы видим лишь череду подвалов благополучных австрийцев: в одном компания мужчин пьет пиво и распевает нацистские песни под портретами Гитлера; в другом доминатрикс проводит своего раба-мазохиста через всю череду садистских унижений – к полному взаимному удовлетворению; в третьем домохозяйка пост-бальзаковского возраста с неподдельной нежностью ласкает своих кукольных младенцев.

Все снято предельно подробно, крупными планами, с массой шокирующих деталей. Что это? Действительно реальные люди? Или мастерская мистификация талантливого режиссера? В конечном счете, это становится неважно – ткань кино просто завораживает, пусть и увиденное на экране кажется на грани дозволенного.

"Мул" (режиссеры Ангус Сэмпсон и Тони Махони, Австралия)

"Мул"

Автор фото, BFI

Подпись к фото, Австралийская картина "Мул" - изобретательная и уморительно смешная феерия на грани, а то и за гранью вкуса

А вот австралийская картина "Мул" еще больше отодвигает эту, казалось бы, уже давно стертую грань.

В центре ее реальная история скромного радиоинженера из провинциального австралийского городка, внезапно выигравшего в лотерею турпоездку в Таиланд. Местные мафиози уговаривают его исполнить роль мула – провести в желудке десяток наполненных героином презервативов.

На таможне героя задерживают, подозревая в контрабанде наркотиков. Его запирают в номере отеля в ожидании, пока естественный ход событий подтвердит или опровергнет эти подозрения.

Срок заточения ограничен судом. Десять дней борьбы главного героя с полицейскими и собственным желудком превращают эту скромную картину в настоящую феерию юмора и изобретательности, хотя некоторые сцены ее могут надолго лишить неискушенного зрителя аппетита.