Миллионы лет назад по Арктике сновали гигантские муравьи

Ископаемый муравей

Автор фото, BRUCE ARCHIBALD

Подпись к фото, Окаменелый муравей был по размерам равен мелкой птичке

Гигантские муравьи, достигавшие 5 см в длину, в жаркие периоды истории Земли по земным хребтам перебирались через Арктику с континента на континент.

Муравей, получивший латинское наименование Titanomyrma lubei, обитал на Земле 50 млн лет назад. Это один из крупнейших видов, обнаруженных когда-либо.

Окаменелый муравей был обнаружен в древних отложениях на дне озера в американском штате Вайоминг.

В журнале Королевского научного общества Proceedings B совместная американо-канадская группа ученых отмечает, что гигантские муравьи - как сейчас, так и в древние времена - почти всегда живут в местах с жарким климатом.

Вновь обнаруженный в Вайоминге вид муравьев очень похож на относящихся к тому же периоду ископаемых муравьев, найденных ранее в Германии и на острове Уайт в южной Англии.

"Никаких рабочих муравьев мы в этом месте не нашли, только окаменелую матку", - рассказал Брюс Арчибальд из университета Саймона Фрейзера в канадской провинции Британская Колумбия.

"Размерами она впечатляет: найденная в Германии матка была по весу с небольшую птицу, такую как крапивник. И эта примерно такая же", - рассказал Арчибальд в интервью Би-би-си.

Не многое известно о том, как жили и чем питались эти муравьи, но у ископаемой особи определенно были крылья.

Обнаружены эти муравьи были в Европе - а теперь и в Америке - вблизи растений, которые, как известно ученым, хорошо растут при температурах порядка 20 градусов Цельсия.

Знакомый маршрут

Эпоха эоцена - 56-34 млн лет назад - была отмечена периодами, когда атмосфера Земли достигала более высоких температурных значений, чем сегодня - возможно, вследствие выбросов парниковых газов, таких как метан.

Карта мира периода эоцена

Автор фото, SPL

Подпись к фото, В период эоцена континенты были расположены иначе, чем сегодня
Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Исследователи полагают, что гигантские муравьи путешествовали с континента на континент - из Европы в Северную Америку или наоборот - именно в такие "гипертермальные" периоды.

"В этот период немало представителей флоры и фауны путешествовали между Европой и Северной Америкой - млекопитающие, растения, все что угодно", - говорит доктор Арчибальд.

"Немало похожих насекомых водятся в Британской Колумбии и в Дании - однако они могли жить в более холодном климате и пересечь границу континентов в любое время, - рассказывает ученый. - А здесь мы видим первый пример животных, которым для путешествия с континента на континент было необходимо тепло".

В течение почти всего эоцена климат в районе земных хребтов через Арктику был, вероятнее всего, умеренным, но становился заметно теплее в гипертермальные периоды.

В ходе исследований ученые составили карты всех ареалов обитания крупных муравьев, превышающих 3 см в длину - как существующих, так и ископаемых.

Они обнаружили, что практически все они существовали или существуют в зонах тропического климата, хотя причины этого остаются неясными.

Крупнейшие из существующих видов муравьев - Dorylus genus - обитают в Центральной и Восточной Африке, они также могут достигать 5 см в длину.