Медведев: санкции против России никому не выгодны

Премьер-министр России Дмитрий Медведев дает интервью российским телеканалам

Автор фото, AFP

Подпись к фото, Российский премьер не исключает, что в бюджет на 2015 год придется вносить коррективы - но не сейчас

"Весьма противоречивыми" назвал итоги уходящего года премьер-министр Дмитрий Медведев в традиционном интервью в прямом эфире пяти российским телеканалам.

Несколько противоречиво звучали и отдельные утверждения премьера.

Так, на вопрос - была ли недооценка западных санкций против России ошибкой - Медведев ответил: "Мы все понимали, что санкции вредят нашей экономике, никто не говорил, что нам всё нипочём".

Между тем еще в марте, когда США и Евросоюз ввели первые санкции, попавшие в "черный список" российские политики и чиновники дружно уверяли, что санкции не причинят им вреда, а помощник президента Владислав Сурков заявил буквально следующее: "Расцениваю решение Вашингтонской администрации как признание моих заслуг перед Россией. Это большая честь для меня".

Медведев признал, что санкции повлияли на настроение компаний и обычных граждан и стали одним из факторов ослабления курса рубля, но потери российской экономики оценил обтекаемо - "несколько миллиардов долларов". Аналогичный ущерб Евросоюза российский премьер подсчитал более конкретно: "40 миллиардов потеряли в нынешнем году и 50 миллиардов потеряют в будущем", - сказал он.

"Иными словами, санкции никому невыгодны, о чем я неоднократно говорил, они никому не нужны, и они, как правило, ничем не заканчиваются", - заявил Медведев.

В конце ноября министр финансов России Антон Силуанов оценил потери российской экономики из-за западных санкций примерно в 40 млрд долларов в год, а от снижения цен на нефть - в 90-100 млрд долларов.

Где взять кредиты?

Вопросы главе российского правительства задавали Ирада Зейналова с Первого канала, Сергей Брилев от ВГТРК, Марианна Максимовская от РЕН ТВ, Вадим Такменев с НТВ и Михаил Зыгарь с "Дождя".

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

"По итогам года будет прирост ВВП, - сообщил Медведев в начале беседы, правда, тут же вспомнил про рост цен и инфляцию, которая в этом году превысит 9%. - Но результат, к которому мы стремились - сбалансированная бюджетная система, - достигнут", - заявил премьер.

О том, что российский бюджет на 2015-2017 годы принят с дефицитом на уровне 0,6% ВВП, причем верстался он еще при прогнозной цене нефти в 100 долларов за баррель, Медведев не упомянул, но добавил, что кое-чем всё же пришлось пожертвовать, не исключив внесения корректив в бюджет. "Но пока мы этого не делаем", - сказал он.

Медведев в очередной раз упомянул о необходимости "слезать с нефтяной иглы", на которую, как он уверяет, страна подсела не сейчас, а в 1960-е годы.

"Альтернативой являются иницативы по модернизации. Конечно, время не упущено, но на диверсификацию российской экономики уйдет не год, не два, не три", - сказал он.

"Где взять кредиты на это?", - спросила Ирада Зейналова.

"Работаем с азитскими партнерами. Надо ориентироваться на собственные возможности, у нас есть резервы. БАМ, Трансиб - будут финансироваться за счет внутренних источников", - ответил Медведев.

У него и спросите

"Возможно ли примирение с Западом?", - спросила Марианна Максимовская.

"Россия - часть Европы и европейской культуры", - начал Медведев, но ему тут же напомнили, что министр культуры Владимир Мединский считает иначе.

Весной этого года глава минкульта заявил: "Россия не Европа и не Азия. Россия являет собой древнюю, самостоятельную, самобытную цивилизацию".

"Что сказал Мединский? Это вы у него и спросите", - предложил премьер.

"Но это же ваш министр", - заметили журналисты. "Вы его неправильно поняли", - возразил Медведев.

Остался тем, кем был

Сергей Брилёв напомнил премьеру о последних инициативах и предложениях, которые в последнее время часто звучат в России - о возврате понятия "враг народа", запрете на хождение доллара, демонтаже памятнику Стиву Джобсу в Петербурге.

"Не попахивает ли это тотальное запретительство борьбой со здравым смыслом, реакционерством?" - спросил журналист.

"Есть масса инициатив, часть из них смешная, дурацкая, - признал Медведев. - Но те инициативы, о которых вы говорили - они же не воплотились в закон. Самое главное, что всё это ни во что не превращается.

"Демонтаж памятника Стиву Джобсу - глупость, конечно", - добавил премьер.

"Вы перестали быть либералом или вы им никогда не были?" - поинтересовался Михаил Зыгарь.

"Я остался тем, кем был, - ответил Медведев. - Абсолютное большинство предложений, которые формулирует правительство, носит с экономической точки зрения либеральный характер".

Немногим ранее, отвечая на вопрос о цене "крымнаша" и о выделении на развитие аннексированного полуострова 680 млрд рублей (12,5 млрд долларов), глава правительства сказал: "Крым - не экономическая категория. Это наша история, судьба, боль".