В квартирах активистов оппозиции прошли обыски

Обыски у активистов

Полицейские
Подпись к фото, Автоматчики дежурят у подъезда дома, в котором живет Алексей Навальный

В квартирах у ряда деятелей российской оппозиции за день до нового Марша миллионов прошли обыски. Оперативники СКР ворвались в квартиры Алексея Навального, Сергея Удальцова, Ильи Яшина, телеведущей Ксении Собчак и ряда других. Полиция также прибыла к дому Бориса Немцова, но его не было дома.

Следственный комитет подтвердил факт обысков по делу о беспорядках 6 мая на Болотной площади, когда согласованная акция оппозиции завершилась столкновением с ОМОНом.

"Хочу подчеркнуть, что все обыски проводились в строгом соответствии с нормами УПК, при этом следователи действовали предельно корректно", - говорится в официальном сообщении руководителя управления по взаимодействию со СМИ Следственного комитета РФ Владимира Маркина.

Следователи отчитались об обысках, сообщив, что было изъято "большое количество агитационной продукции и литературы с антигосударственными лозунгами, электронные базы данных и компьютеры".

В квартире у Яшина и Собчак, как сообщает Следственный комитет "изъята крупная сумма денег в европейской и американской валюте, разложенных в более чем 100 конвертов (не менее 1 млн евро)".

Алексей Навальный, Илья Яшин, Сергей Удальцов и Ксения Собчак вызваны в день Марша миллионов 12 июня на допрос в Следственный комитет.

Обыск в квартире юриста Алексея Навального продолжался почти 13 часов. Оперативники ворвались в квартиру блогера рано утром, изъяли диски с детскими фотографиями, одежду и все средства связи: мобильные телефоны, ноутбуки, домашний компьютер.

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

"Круто. У меня дома идет обыск. По делу о массовых беспорядках. Чуть дверь не распилили (на самом деле да)", - написал в Твиттере Навальный.

После обыска пресс-секретарь Навального Анна Ведута сказала, что оперативники забрали из квартиры 10 тыс. рублей.

"37 год напоминает. Нехорошо это. Оппозиционность Навального, которая заключается в борьбе с коррупцией, я, конечно, поддерживаю. Нельзя такие вещи не поддерживать. На митинг завтра идти не собирался, но смотрю на эти дела и наверное, пойду", - рассказал корреспонденту Русской службы Би-би-си сосед Навального.

Адвокат Алексея Навального Ольга Михайлова, находясь на прямой связи в эфире радио "Эхо Москвы", более двух часов не могла пройти к ее подзащитному в нарушение закона - она имеет право присутствовать при обыске, тем более если находящийся там хозяин требует этого.

По словам адвоката, обычно цель обыска - найти орудие преступления. "Хорошо, если они сами туда его не принесли", - сказала она в радиоэфире.

Следователи утверждают, что закон не нарушали, а адвоката пропустили к Навальному "сразу после того, как были предъявлены необходимые документы".

У офиса фонда по борьбе с коррупцией, основанного Навальным, весь день дежурили люди в масках. В офисе в выходной день нет сотрудников, и обыск проводить нельзя.

Об обысках в квартирах деятелей оппозиции сообщили в новостях Первого канала.

Оперативники в 8 утра ворвались в квартиру телеведущей Ксении Собчак, которая в Марше миллионов не участвовала.

После обыска телеведущая сказала журналистам, что у нее изъяли загранпаспорт и другие документы, личные вещи и все наличные деньги, которые были дома.

Собчак сказала, что обыск проходил очень унизительно. В квартиру ворвались рано утром, не давали одеться, читали личные письма.

"В нашей стране ты не только не можешь выражать свободно свое мнение, но и не можешь общаться с людьми, неугодными государству", - сказала телеведущая.

Адвокат Генри Резник, который будет оказывать юридическую помощь Собчак, сказал, что проведение обысков у оппозиционеров напрямую связано с новой акцией 12 июня.

"Власть не должна выглядеть растерянной и смешной, а сегодняшние действия представляют власть боящейся. Когда действия властей вызывают смех, это самое страшное для власти, и это мобилизует радикальную часть общества", - сказал юрист.

Обыск по месту жительства помощника депутата Государственной думы Ильи Пономарева Марии Бароновой начался с того, что оперативники начали вламываться в окно и потребовали у няни ребенка впустить их.

Также в окно проникли сотрудники СКР в квартиру Алексея Сахнина из "Левого фронта" - но он при этом был дома.

У подъезда, в котором расположена квартира Бориса Немцова, утром наблюдалось большое скопление полиции, сообщила Русской службе Би-би-си пресс-секретарь движения "Солидарность" Ольга Шорина.

Борис Немцов, по ее словам, сейчас находится не в Москве, однако намерен приехать в город и выступить на митинге оппозиции 12 июня.

"Но он не планирует идти сейчас в квартиру... сдаваться", - сказала Шорина.

Обыски также прошли в квартирах Сергея Удальцова и Ильи Яшина.

Акция оппозиции 6 мая, собравшая - по разным оценкам - от 20 до 50 тысяч человек, переросла в столкновения демонстрантов с ОМОНом. В отделения полиции тогда были доставлены более 400 человек. По данным МВД, пострадали по меньшей мере 20 стражей порядка.

Новая акция оппозиции состоится 12 июня.

Запугивание оппозиции

Большинство опрошенных Русской службой Би-би-си активистов и экспертов считают, что цель обысков - запугать людей в преддверии Марша миллионов 12 июня. Русскоязычные пользователи интернета отреагировали на аресты сравнением с 1937 годом с помощью хэштега "привет37год" и "37год".

Как сказал в интервью Би-би-си член бюро движения "Солидарность" Сергей Давидис, обыски - "очевидная мера полицейского запугивания".

"Я не думаю, что власти предполагают у Немцова, Навального или Яшина найти какой-то компрометирующий их криминальный план свержения власти, или чего-то такое, что стоило бы обыска, очевидно, что это попытка запугать людей", - сказал Давидис.

Депутат Госдумы от "Справедливой России" Илья Пономарев написал в своем Твиттере: "Обыски в Москве - переход противостояния в новую фазу. Власть совершает публичный суицид в День России".

Его коллега по фракции Дмитрий Гудков возмущен происходящим: "Мы осуждаем действия властей (обыски,задержания), считаем: то, что происходит в Москве, провоцирует рост напряженности и эскалацию конфликта".

Журналист и публицист Сергей Пархоменко считает, что причиной массовых обысков у деятелей оппозиции стал конфликт между представителями федеральных и московских силовых структур.

"6 мая они это сделали - под предлогом того, что "речь идет о федеральном мероприятии, инаугурации президента" - и остались очень довольны результатом: Москвой на несколько суток овладели "федеральные" силовики, отодвинув локтем "московских". Ну, и куролесили как хотели, - пишет Пархоменко в Facebook. - То же самое они пытаются сделать и сейчас: дескать, московские не справляются с ситуацией, либеральничают, умничают, договариваются, соблюдают хорошие манеры"

Главный редактор "The New Times" Евгения Альбац предположила в интервью "Эху Москвы", что обыск у Навального имеет своей целью узнать информацию обо всех связанных с ним людях, оказывающих помощь его проектам.

Адвокат лидеров "Солидарности" Немцова и Яшина намерен обжаловать обыски как незаконные. "Это своего рода акция устрашения. Никакого уведомления никто не получал", - заявил Интерфаксу адвокат Вадим Прохоров.

"По-моему, это какая-то очень глупая акция, провинциально-наивная. Она, конечно, связана с завтрашним митингом. Иначе, с чего бы вдруг в разгар выходных дней прокуратура вспомнила о митинге 6 мая и о расследовании уголовного дела. И такая простенькая мысль - обезглавить митинг и запугать его участников. Но судя по реакции и в прессе, и в интернете и в блогосфере, - результат обратный. Завтра придет гораздо больше людей, чем ожидалось. Думаю будет больше, чем 6 мая - около ста тысяч", - сказал bbcrussian.com политолог Андрей Пионтковский.

"Все эти обыски - это метод устрашения, это метод блокировки людей, чтобы не дать им участвовать в акции, и это удар по их способности работать. Одновременно это испытание готовности или неготовности общества к солидарности с преследуемыми. Иногда это испытание общества не проходит. Поэтому нельзя сказать наперед о последствиях", - сказал Глеб Павловский.