Опрос ФОМ: россияне видят в Грузии врага

Во время президентства Михаила Саакашвили россияне начали называть Грузию в числе главных врагов Москвы

Автор фото, AP

Подпись к фото, Во время президентства Михаила Саакашвили россияне начали называть Грузию в числе главных врагов Москвы

Грузия вошла в первую тройку стран, которых россияне считают вражескими, следует из нового опроса фонда "Общественное мнение" (ФОМ).

Список геополитических противников Москвы в сознании россиян претерпел значительные изменения с 2000 года, когда фонд проводил аналогичный опрос: из числа главных врагов пропали Афганистан, Иран и Ирак. Россияне теперь видят угрозу со стороны Грузии, Японии и Белоруссии, которых они раньше не упоминали в числе вражеских стран.

При этом бывшая советская республика Грузия сразу заняла третье место в списке врагов. В августе 2008 года между Россией и Грузией вспыхнул военный конфликт в Южной Осетии, после которого Москва признала независимость отколовшихся от Грузии территорий - Абхазии и Южной Осетии. Этот шаг вызвал резкую реакцию со стороны Тбилиси и ряда западных стран.

Враг становится опаснее

Врагом номер один россияне продолжают считать США. 26% опрошенных полагают, что Вашингтон является главным геополитическим противником Москвы.

В 2000 году внешнюю угрозу в США видели 21% респондентов.

После Соединенных Штатов россияне больше всего бояться Китай: его назвали 13% опрошенных – против 8% в 2000 году.

Третье, четвертое и пятое места в этом рейтинге врагов заняли новые участники списка – Грузия (5%), Япония (3%) и Белоруссия (2%).

Из числа геополитических противников Москвы исчез Афганистан, который 11 лет назад занимал второе место (13%), а также Иран и Ирак (по 4%).

С тем, что у России есть враги, согласились около 50% респондентов. Именно их социологи спрашивали, какие страны представляют угрозу для России.

Пропаганда

По общему мнению политологов, результаты опроса фактически зеркально отражают информационную картину, которую представляют государственные СМИ.

"Это замечательное подтверждение тому, что общественное мнение и есть общая температура по больнице, которая задана все-таки федеральными телеканалами. Вот нет в эфире федеральных телеканалов Ирана как ядерной угрозы, и нет его в массовом сознании", - считает независимый политолог Дмитрий Орешкин.

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Политолог Института национальной стратегии Павел Святенков в интервью bbcrussian.com сказал, что списки угроз сильно подвержены влиянию со стороны телевизионной пропаганды, "которая делает врагов из тех государств, с которыми у России существуют трения".

"Наша государственная пропаганда всегда демонизирует те государства и их лидеров, которые по тем или иным причинам вызывают гнев Кремля. Поэтому в данном списке есть Грузия, Белоруссия и Япония. Токио постоянно поднимает вопрос о Курилах, Грузия после войны 2008 года вообще находится с Россией на ножах. А Белоруссия сейчас заменила Украину в роли главного врага России на всем постсоветском пространстве: это видно по официальной идеологии, по тому огромному давлению, которое оказывается на белорусские власти. Я думаю, что если подобный опрос проводился бы в середине 2000-х годов, то в списке угроз на высоком месте обязательно была бы Украина", - полагает Павел Святенков.

В оценках реальности угрозы со стороны Грузии мнения экспертов разошлись. Вопрос – кто был агрессором в российско-грузинской войне в августе 2008 года - по-прежнему вызывает серьезные дискуссии.

Россияне считают, что Александр Лукашенко проводит враждебную Москве политику

Автор фото, Reuters

Подпись к фото, Россияне считают, что Александр Лукашенко проводит враждебную Москве политику

"В случае с Грузией понятно, что нападение грузинских войск на российских солдат не могли быть не оценены крайне негативно. Если говорить о текущей перспективе, то, несомненно, Грузия является не только виртуальным, но и реальным противником России", - говорит Святенков.

Однако Дмитрий Орешкин убежден, что россияне стали жертвами дезинформации и неверной трактовки событий, которую представили федеральные телеканалы.

"Не думать же всерьез, что Грузия на нас нападет. Война была на территории Грузии, в суверенных границах, признанных Россией, то есть по всем международным стандартам это называется агрессией России против Грузии. Но у нас это воспринимается как агрессия Грузии против России. И это возможно только в условиях такого серьезного контроля над средствами массовой информации", - сказал политолог в интервью bbcrussian.com.

Реальные угрозы

Но насколько список угроз, основанный на представлениях россиян, отличается от реальной ситуации? По мнению Дмитрия Орешкина, отличается значительно, поскольку большую опасность для России представляет "восточный фланг, нежели западный", который для России больше является партнером и конкурентом в бизнесе.

"Я-то думал, честно говоря, что серьезную угрозу представляет исламский мир, не весь, а наиболее экстремистские его проявления. Вот если у Ирана появляется атомная бомба, то у России с ним естественным образом усложняются отношения, например, по проблеме дележа Каспийского дна. Тем более, что эта такая идеологизированная страна, у которой есть не только прагматические интересы. В этом смысле и Иран и общественные движения на границах Пакистана и Афганистана тоже могут представлять России угрозу", - говорит политолог.

По общему мнению политологов, россияне не ошиблись, назвав в числе угроз Китай. И хотя война с Китаем России вряд ли грозит, однако с демографической и экономической точки зрения Поднебесная представляет определенную опасность.

"Китай может угрожать России с точки зрения того простого фактора, что Китай – очень многонаселенная страна и российский Дальний Восток, откуда происходит постоянный отток населения, может подпасть под китайское влияние", - считает Павел Святенков.

Однако, по словам Дмитрия Орешкина, для России внешние угрозы не так значительны, как "внутренние". Из-за гиперцентрализации политической системы страны и неэффективности центра, который принимает решения, тормозится развитие всей страны.

"Менеджмент России сильно отстает от конкретной задачи сегодняшнего дня. Центр боится принимать какие-либо инновационные решения", - говорит политолог.