Последнее обновление: вторник, 20 июля 2010 г., 12:47 GMT 16:47 MCK

ФСО и ФСБ не раскрывают доходы начальников

Директор ФСБ Александр Бортников и министр внутренних дел Рашид Нургалиев (архивное фото)

Доходы главы МВД известны, а директора ФСБ - нет

Ряд российских ведомств, в том числе ФСБ и Федеральная служба охраны, отказались публиковать информацию о доходах своих руководителей, пишет газета "Ведомости".

В мае прошлого года президент России Дмитрий Медведев подписал пакет указов, обязывающих широкий круг госслужащих ежегодно подавать справки о своих доходах и имуществе.

Для проигрывания необходимо включить поддержку Java-скрипта и установить новую версию Flash

Запустить в Real Player или Windows Media Player

Эти сведения (в объеме, не позволяющем раскрыть, например, домашние адреса должностных лиц) рекомендовалось публиковать на официальных сайтах ведомств и предоставлять по запросу общероссийским СМИ.

Но ФСБ и ФСО не только не опубликовали декларации о доходах на своих вебсайтах, но и отказались предоставить эту информацию "Ведомостям".

В Центре общественных связей ФСБ корреспонденту bbcrussian.com отказались прокомментировать эту информацию.

Секретность

В пресс-службе ФСО заявили bbcrussian.com, что информация об имуществе и доходах ее сотрудников составляет государственную тайну и потому не может быть раскрыта.

Руководство спецслужб прикрывается соображениями безопасности или секретности, считает главный редактор сайта agentura.ru Андрей Солдатов.

По его словам, спецслужбы пользуются указами президента, запрещающими раскрывать их внутреннюю структуру и финансирование. Под это понятие, по всей видимости, подпадают и, например, сведения о зарплате директора ФСО - тем более что публикуемых декларациях всех чиновников указывается размер не жалования, а доходов в целом, и без указания их источников.

"Еще пару лет назад указом президента был принят новый перечень сведений, отнесенных к гостайне, и там появилось несколько новых пунктов, в том числе сведения о составе оперативных подразделений и спецслужб", - отметил он.

Эксперты видят противоречие между режимом секретности и попытками повысить прозрачность госструктур.

Вслед за указами Медведева о публикации сведений о доходах и имуществе госслужащих различные министерства и ведомства издали собственные внутренние документы, в основном повторяющие текст президентских указаний: пункт о публикации на сайтах присутствует в приказах по таким ведомствам, как министерства связи, образования, юстиции или природных ресурсов.

Однако о публикации деклараций о доходах на сайтах ведомств упоминается не везде: в частности, об этом ничего не сказано в приказе директора ФСО генерала армии Евгения Мурова (опубликован 17 июня) и директора ФСБ Александра Бортникова (опубликован 16 декабря, вступил в силу 27 декабря 2009 года).

Во многих других ведомственных приказах об этом ничего не сказано, но они все равно раскрывают информацию. Ярким примером является МВД, которое часто обвиняют в коррупции, но оно постепенно размещает данные о доходах милицейского начальства на своем сайте.

МИД России в этом году до сих пор не раскрыл доходы и имущество руководящих работников, но представитель дипломатического ведомства сказал bbcrussian.com, что это будет сделано позже.

Руководство и так известно

Если они очень бедные, то это вопрос к государству, если они очень богатые, то это вопрос к прокурорам или к вышестоящему начальству

Геннадий Гудков

При этом вся опубликованная информация довольно скудная. Это изначально было предусмотрено в указах Медведева: к примеру, запрещается указывать такие персональные данные, как ФИО членов семьи и адреса нахождения недвижимого имущества чиновников. Именно отсюда возникают формулировки о том, что они или члены их семей владеют участками земли "в России" - без дальнейших уточнений.

Подробности жизни и даже имена части сотрудников спецслужб могут быть дополнительно защищены законом о государственной тайне, но эксперты указывают на то, что это не относится к руководству силовых структур.

"Определенная часть номенклатуры, в том числе даже в разведке, должна быть совершенно открыта, - считает депутат от партии "Справедливая Россия" и бывший сотрудник спецслужб Геннадий Гудков. – Речь идет в первую очередь о руководителях и их заместителях. Если мы берем такую структуру, как ФСБ, то все начальники территориальных и районных отделов и заместители действуют совершенно открыто".

Политолог Алексей Воробьев считает, что проблема еще и в организационной культуре структур, созданных из бывшего КГБ.

"Руководители силовых структур и их подчиненные выведены в нынешнем российском обществе в отдельную касту. И если они подчинятся общим законам, законам, которые распространяются на всех граждан, сам этот факт несколько подорвет влияние этой касты, саму касту он начнет расшатывать", - считает Воробьев.

В апреле в ходе расследования в США компания Daimler назвала ФСО в числе российских ведомств, чьи закупки производимых ею автомобилей сопровождались фактами коррупции.

ФСО объявила о начале проверки этих заявлений; о результатах ничего не сообщалось.

Во время новогодних праздников директор ФСО Евгений Муров был замечен на популярном среди российских богачей альпийском курорте Куршевель, писала газета "Коммерсант".

Гудков полагает, что доходы руководителей спецслужб нужно раскрыть. "Если они очень бедные, то это вопрос к государству, если они очень богатые, то это вопрос к прокурорам или к вышестоящему начальству", - считает он.

BBC © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.