Кремль даст лояльным НПО миллиард рублей

Дмитрий Медведев
Подпись к фото, Помощь гражданскому обществу в России оказывается избирательно

Президент России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об оказании поддержки некоммерческим организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества. Как сказано в документе, размещенном на официальном сайте Кремля, на эти цели из госбюджета в 2010 году будет выделен миллиард рублей. Договора с НКО должны быть подписаны до 20 мая, а деньги перечислены к 15 октября.

Получателям средств придется отчитаться об их расходовании перед Управлением делами президента.

Финансовую поддержку неправительственным организациям российское государство оказывает не впервые. В прошлом году ее сумма была на 200 миллионов рублей больше.

Короткий список

Весь миллиард достанется всего пяти НПО, которые выступят в роли посредников. Согласно документу, деньги предоставляются "на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям для реализации социально значимых проектов".

Свыше половины суммы (соответственно 320 и 280 миллионов рублей) достанется Национальному благотворительному фонду, занимающемуся поддержкой малоимущих и проектами в области медицины и экологии и Фонду подготовки кадрового резерва и молодежных инициатив "Государственный клуб".

160 млн рублей получит межрегиональная правозащитная организация "Сопротивление", уставной задачей которой является помощь потерпевшим от преступлений и защита свидетелей.

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Лидер "Сопротивления" Ольга Костина ранее работала PR-менеджером в банке "Менатеп" и приобрела известность после того, как обвинила руководство компании ЮКОС в покушении на ее жизнь в 1998 году. С 2000 по 2002 год она входила в Консультативный совет при ФСБ РФ, а сейчас является членом Общественного совета при МВД России.

Такая же сумма выделяется региональной общественной организации Институт проблем гражданского общества на "проекты в области образования, искусства, культуры и общественной дипломатии".

Президент института журналист Мария Слободская - член Общественной палаты РФ, а также общественных советов при Минюсте, Минрегионразвития и Федеральной службе судебных приставов.

Наконец, 80 млн рублей на "проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества" получит Институт общественного проектирования, также тесно связанный с Общественной палатой и представляющий себя на своем сайте как "первый настоящий российский think-tank". Возглавляет его депутат-"единоросс" Владимир Плигин.

"Бюрократия контролирует общество"

Общественные организации, занимающиеся защитой конституционных прав граждан и свободы СМИ, в число получателей бюджетных грантов не попали.

Впрочем, поддерживать правозащитников Кремль и не обещал.

В принятых в январе этого года по инициативе Дмитрия Медведева поправках в закон 2006 года "О некоммерческих организациях" говорилось о "социально ориентированных" общественных объединениях, занимающихся "социальной поддержкой населения, охраной окружающей среды, просветительской и образовательной деятельностью".

Поправки предусматривали также облегчение процедуры регистрации и сокращение числа проверок деятельности российских некоммерческих организаций, но практически не затронули статуса иностранных НПО.

Наблюдатели неоднократно отмечали, что после "дела ЮКОСа" российские бизнесмены стали опасаться финансировать оппозицию, а получение грантов из-за рубежа в годы президентства Владимира Путина стало рассматриваться чуть ли не как измена.

По словам главы старейшей российской правозащитной организации, Московской Хельсинкской группы, Людмилы Алексеевой, "в демократических государствах гражданское общество контролирует бюрократов, а у нас, наоборот, бюрократия контролирует гражданское общество".

Вместе с тем, в недавнем интервью "Эху Москвы" Алексеева заявила, что не считает себя диссидентом и что с современным российским государством можно сотрудничать, хотя порой это бывает нелегко.