Российские искусствоведы против возвращения икон церкви

"Богоматерь" Андрея Рублева
Подпись к фото, Спор о том, где надлежит находиться шедеврам религиозного искусства, продолжается в России с начала 90-х

150 российских художников и искусствоведов обратились к президенту Дмитрию Медведеву с открытым письмом, призывая не допустить массовой передачи православной церкви древних икон.

Их беспокойство вызвал готовящийся в Думе законопроект о передаче имущества религиозного назначения в распоряжение религиозных организаций.

По мнению авторов письма, "ни один православный храм в России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение икон и фресок" по причине "ветхости состояния памятников и особенностей богослужения при большом стечении народа и горящих свечах".

Они напоминают о "печальном опыте" утраты настенных росписей Андрея Рублева в соборах во Владимире и Звенигороде "от тривиальных вещей - сырости, сквозняков и свечной копоти".

Художники говорят, что "почти все художественное наследие России далеких эпох связано с религиозной тематикой". Следовательно, полагают они, массовая передача старинных предметов религиозного искусства церкви приведет, в лучшем случае, к их "выводу из контекста культурной жизни общества", а в худшем - к гибели.

Авторы обращения, опубликованного 19 февраля в газете "Новые известия", уверены, что готовящийся законопроект противоречит Основам законодательства РФ о культуре, где говорится, что "права человека в области культурной деятельность приоритетны по отношению к правам в этой области государства… и религиозных организаций".

По данным ученых, до наших дней дошло не больше двух процентов художественного наследия русского средневековья - "основной пласт его утрачен в результате войн, пожаров, политических переворотов и просто небрежения".

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Подписавшие письмо президенту указывают, что вольное обращение власти с сокровищами религиозной культуры "при воцарении новых вкусов" - отнюдь не принадлежность новейшего времени. Так, в 1653 году из Успенского собора Московского Кремля был вынесен и заменен новым бесценный иконостас 1481 года работы прославленного мастера Дионисия.

"Высочайшая несправедливость"

2 февраля на эту же тему высказался директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

В статье, напечатанной в газете "Время новостей", академик утверждал, что "разорять музеи так же вопиюще несправедливо, как и разорять церкви".

Он считает, что в музеях экспонаты находятся в целости и сохранности, в то время как многие частные коллекции нередко "происходят" из церквей: хранимые ими ценности "непонятным образом вывезены и вывозятся за границу".

"Высочайшая, циничная несправедливость - искупать грехи государства за счет музеев и культуры. Политики обязаны это понять, а не руководствоваться броской сиюминутной целесообразностью: захотели - отдали экспонат предпринимателю, захотели - выставили на западный аукцион, захотели - вывезли в дворцы и посольства, захотели - отдали церкви. Нельзя искупать свои грехи за счет невиновных", - пишет Пиотровский.

По его мнению, "религия и культура не противостоят друг другу", а "музеи и церковь делают одно общее и важное дело", поэтому им следует договариваться без посредников в лице государства.

Пиотровский напомнил об истории с иконой Торопецкой Божьей Матери, в конце прошлого года временно переданной по распоряжению министерства культуры из Русского музея Санкт-Петербурга в новопостроенную церковь в престижном подмосковном коттеджном поселке "Княжье озеро".

"Это доказательство того, что в нашем обществе деньги могут все", - заявил академик.

Иконы создавались не для музеев!

Пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский убежден, что необходимо хотя бы частично компенсировать тотальное ограбление церкви большевиками в 1920-е годы, когда, по его словам, "древние иконы эшелонами вывозила советская власть".

"Надо находить конструктивные возможности совместного реставрирования и охранения икон, но главное, употреблять иконы в их первоначальной богослужебной функции. Они создавались не для музеев, а для богослужения", - заявил отец Владимир Русской службе Би-би-си.

Представитель патриархии назвал обращения деятелей культуры "лукавством" и обвинил оппонентов в "утаивании истинного положения дел".

Он утверждает, что "сейчас у церкви появились возможности реставрировать и бережно хранить иконы". В частности, существуют особые киоты, в которых поддерживаются необходимые влажность и температура.

Владимир Вигилянский также не согласен с заявлением авторов письма Дмитрию Медведеву, что в случае передачи произведений искусства церкви их не смогут увидеть неверующие и представители других религий.

Он напомнил, что в православные храмы открыт свободный доступ всем желающим, и при этом не обязательно молиться и креститься, зато за посещение музеев нужно платить, и в залах выставлена лишь малая часть наличных фондов.

Депутат Госдумы Александр Чуев сообщил Би-би-си, что инициатива о возвращении церкви ценностей "находится на стадии проработки", и обретет форму законопроекта примерно через месяц.

По его словам, документ касается не только православной церкви, но и всех традиционных религий, коими в России признаются также ислам, иудаизм и буддизм, и что речь в нем идет не только и не столько об иконах и церковной утвари, сколько о принадлежавших церкви зданиях.

Депутат признал, что "отдельные предметы искусства нуждаются в особом уходе и режиме", и "обоснованные исключения будут".

Однако в целом он уверен, что "церковь сумеет сохранить памятники гораздо лучше, чем это сделает государство и музейные работники".

"Церковь - более народный институт, чем само государство, - считает Александр Чуев. - Историческая справедливость требует вернуть то, что было отнято незаконно".

Доцент кафедры истории искусства МГУ Алексей Расторгуев выступает за взвешенный подход.

"Тревога, которая высказана в письме, обоснована, - говорит он. - Например, при передаче здания храма церковная община может, в соответствии с "народным вкусом", вырубить старые белокаменные полы и заменить их мраморными, как в гастрономе".

"Нужны гарантии, что объекты культуры не будут искажены перестройками или неумелой реставрацией. Но точно так же мы не можем полностью довериться инспекциям по охране памятников, потому что знаем, что они коррумпированы. Мы не можем полностью довериться музеям, потому что десятки тысяч единиц хранения никогда не выставляются".

"Нужна индивидуальная работа с каждой вещью, - уверен ученый. - Огульно, указом, передавать ничего нельзя. Но считать церковь чем-то вроде зачумленного гнезда, куда можно выдавать только внеисторические и убогие предметы - тоже неверно".

"Надо создавать в храмах, содержащих уникальные памятники культуры, особый режим температуры и влажности, возможно, заменять свечи с открытым пламенем на электрические, как в католических церквях. Но главное - надо охранять ценности вместе с церковью, а не от церкви".

Церковь и политика

После избрания Патриархом Московским и всея Руси бывшего митрополита Кирилла в январе 2009 года роль Русской Православной церкви в жизни общества и государства, и прежде заметная, возросла еще больше.

В своих проповедях и публичных выступлениях новый предстоятель высказывается не только по религиозно-нравственным, но и по политическим и экономическим вопросам.

В июле прошлого года он совершил пастырский визит на Украину, имевший, по мнению многих наблюдателей, политическую подоплеку.

Тогда же президент Дмитрий Медведев одобрил эксперимент по преподаванию религии в государственных школах - правда, при условии, что ученики и их родители смогут выбрать альтернативный курс светской этики.

Депутаты-"единороссы" подготовили ко второму чтению президентского законопроекта о некоммерческих организациях поправку, включающую религиозные объединения в число НПО, занимающихся социально полезной деятельностью и могущих в связи с этим претендовать на финансовую поддержку государства.

Мозговой центр думской фракции "Единой России" на днях опубликовал аналитический доклад, в котором предлагает сделать православие основой модернизации страны.