В Нью-Йорке судят Ричарда Чичакли, работавшего с Бутом

  • Владимир Козловский
  • Русская служба Би-би-си, Нью-Йорк
Ричард Чичакли
Подпись к фото, Власти США вышли на Ричарда Чичакли, изучая ноутбук Виктора Бута

Над проходящим в Нью-Йорке процессом Ричарда Чичакли витает тень Виктора Бута, хотя он больше по этому делу не проходит.

В начале 2000-х на Бута, его брата Сергея и Чичакли, который произносит свою фамилию как Шишакли, были наложены санкции за содействие режиму Чарльза Тейлора в Либерии. Сейчас 55-летний Чичакли обвиняется в том, что в 2007 году он нарушил эти санкции и пытался купить в США под вымышленными именами два "Боинга" для таджикской авиакомпании "Самар", которая, по данным прокуроров, принадлежала Виктору Буту.

Бут несколькими платежами якобы перевел продавцам в общей сложности примерно 1,7 млн долларов. Узнав о готовящейся сделке, минфин США наложил на Бута и Чичакли санкции и, в частности, заморозил как эти деньги, так и личные счета последнего.

Перед началом процесса Чичакли пожаловался судье, что никак не может получить 500 долларов, которые Минфин разрешил ему снять с замороженного банковского счета для покупки костюма. Судья, очевидно, помог, поскольку на следующий день Чичакли предстал перед присяжными уже в черном костюме, белой сорочке с галстуком и черных штиблетах. На темени у него покоилась ермолка.

Временами он машинально клал ее на стол и выступал с непокрытой головой, но потом спохватывался и надевал обратно.

Раньше я не слышал, чтобы он был иудеем, и заподозрил уловку с целью повлиять на присяжных, среди которых в Нью-Йорке обычно немало евреев. Но поклонник Бута, нью-джерсийский массажист и блогер Джордж Мэпп сказал мне, что за несколько дней до этого навестил Чичакли в тюрьме, и там тот тоже щеголял в ермолке, хотя присяжных поблизости не было.

"Не упоминайте имя Бута"

В прошлый понедельник Чичакли, который защищает себя сам с помощью чернокожего адвоката Марлона Киртона, потребовал, чтобы имя Бута на его суде не упоминалось, поскольку оно может настроить присяжных против обвиняемого.

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Федеральный судья Уильям Поули отказал, но принял меры для того, чтобы опасения Чичакли не сбылись. Он спросил у кандидатов в присяжные, знакомо ли кому-нибудь из них имя Бута. Руку не поднял ни один.

Затем судья поинтересовался, смотрел ли кто-нибудь из кандидатов голливудский боевик "Оружейный барон" с Николасом Кейджем, видел ли репортаж о Буте в передаче "60 минут" телекомпании CBS или читал ли книгу Дугласа Фары "Продавец смерти", посвященную россиянину.

Фильм смотрели 6 человек. Поули и стороны по очереди поговорили с каждым у судейского стола, отсеяли четверых и оставили двоих. Книгу никто не читал. Один кандидат вспомнил, что смотрел телерепортаж. С ним быстро поговорили и отсеяли.

Судят Чичакли в основном люди, которые недавно избрали нью-йоркским мэром левака Билла де Бласио. Судья попросил 34 кандидатов в присяжные назвать человека, которым они больше всего восхищаются.

Первые места достались Нельсону Манделе и Хиллари Клинтон. Бородатый эмигрант из Боливии назвал либеральную телеведущую Опру Уинфри. Хрупкий юноша, только что закончивший курсы массажистов, восхищается другой телеведущей – открытой лесбиянкой Эллен Дидженерес, пенсионерка по фамилии Фицджеральд назвала своим кумиром Барака Обаму, другая кандидатка – его жену Мишель.

Прозвучали имена либеральной юристки Сони Сотомайор, которую Обама назначил в верховный суд, и рок-звезды Брюса Спрингстина.

Консервативная фракция была куда малочисленнее. Четверо кандидатов с фамилиями типа Моралес назвали папу римского Франциска, одна – бывшего мэра города, республиканца Руди Джулиани. Нашелся даже оригинал, который вызывающе громко признался: "Джордж Буш!". Чичакли, конечно, его отсеял, заподозрив жестоковыйность.

Отсеяли и хрупкого юношу-массажиста, и пригожую бывшую москвичку Веронику, некогда жившую у Красных ворот, и большинство поклонников папы римского. Остались 12 присяжных основного состава и четыре запасных.

В одной компании с Лепсом

В своем эмоциональном и местами бессвязном вступительном слове Чичакли, который часто говорит о себе в третьем лице, заявил уцелевшим присяжным, что они с Бутом ни в чем не виноваты, и что все это дело есть "фикция" и выдумка властей.

Виктор Бут
Подпись к фото, Виктор Бут больше не проходит по делу Ричарда Чичакли

"Почему наложили санкции? – взволнованно спросил обвиняемый, размахивая руками. – "Потому что вы являетесь партнером Виктора Бута!". Они утверждали, что у меня было 28 компаний! Я никогда не слышал ни об одной из них!".

Он и братья Буты подверглись тем же санкциям, что и российские эстрадники Иосиф Кобзон и Григорий Лепс. Дополнительный свет на санкционный режим пролила первая свидетельница обвинения белокурая Молли Миллер, работающая в минфине США старшей советницей по этому вопросу.

По ее словам, списки кандидатов на санкции составляет следственная бригада, работающая в отделе минфина по контролю над иностранными авуарами (OFAC). Список утверждается минфином и госдепартаментом и обнародуется президентским указом, который имеет силу закона.

Объекты санкций заранее об их введении не оповещаются, сказала Миллер.

Лицам и компаниям, подвергшимся санкциям и находящимся на территории США, вручается официальное извещение (blocking order).

Чичакли получил его 26 апреля 2005 года, когда к нему пришли с обыском. Пять дней спустя он покинул США и вернулся лишь в мае текущего года под конвоем, когда его выдали из Австралии.

В числе прочего санкции содержат запрет американцам заключать какие бы то ни было коммерческие сделки с теми, на кого они наложены.

"Можно ли мне купить гамбургер в "Макдональдсе"?" - спросил Чичакли у Миллер. "Нет!" - ответила она.

Отпуская гамбургер Чичакли, продавец "Макдональдса" нарушает закон, сказала свидетельница. "Но будут ли его за это привлекать?" - спросил прокурор Иан Макгинли.

Миллер сказала, что не может раскрывать внутренние правила своего ведомства, но дала понять, что продавца гамбургеров оно преследовать не будет.

Другое дело компании. По словам Миллер, они обязаны знать, с кем имеют дело.

"Лицензии" для Чичакли

Судья, которого явно заинтересовала эта тема, вмешался в разговор и заметил, что раз объект санкций больше не имеет доступа к своим счетам, то ему не на что будет делать покупки.

В ответ Миллер объяснила, что минфин выдает этим лицам разрешения на пользование своими деньгами, например, для оплаты текущих счетов или покупки продуктов. Чичакли, по ее словам, в общей сложности были выданы 15-20 таких разрешений, которые минфин официально называет "лицензиями".

Выступавший после Миллер сотрудник министерства внутренней безопасности США Мэтью Бектел, который приезжал к Чичакли на обыск в апреле 2005 года, рассказал, что помог ему написать три прошения о выдаче лицензий и отправил их в OFAC по факсу из местной полиции.

Прокурор показал на экране копии этих прошений, написанных от руки.

Вечером того же дня из минфина пришли три лицензии, согласно которым Чичакли мог снять со своих замороженных счетов деньги на жизнь и на оплату адвоката, а также имел право проживать в своей кооперативной квартире.

Санкции можно опротестовать. Авиакомпания "Самар", от имени которой покупались "Боинги", и их продавец, флоридская компания Aventura Aviation, именно так и поступили, наняв для этого адвоката, но успеха не добились.

В четверг утром мы с Чичакли пришли в суд первыми, не считая его дородной молодой конвоирши. "Доброе утро!" - приветствовал он меня. Чичакли немного знает русский, поскольку какое-то время скрывался в Москве и женат на Юлии Флягиной, хотя пока я не видел ее в зале суда.