В Лондоне завершились слушания о смерти Литвиненко

В Лондоне завершилось предварительное заседание суда, на котором определялись параметры коронерского следствия по делу о смерти экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко. Все материалы, представленные в суде, будут практически моментально публиковаться на специальном официальном сайте.

Бежавший в Великобританию в 2000 году Алексей Литвиненко умер в ноябре 2006 года вскоре после встречи с бывшими коллегами Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном. После смерти в его организме был обнаружен радиоактивный элемент полоний-210, при этом официальное медицинское заключение о причинах смерти Литвиненко до сих пор не обнародовано.

Открывая заседание, председательствующий Роберт Оуэн отметил, что более откладывать детальное дознание нельзя, его следует провести в интересах вдовы и сына погибшего, а также всего общества.

Представитель Марины Литвиненко Бен Эммерсон заявил на суде, что следствие должно расследовать возможную причастность российских властей к смерти экс-офицера ФСБ. "Если эта гипотеза будет подтверждена доказательствами, это будет означать, что на улицах Лондона совершен акт ядерного терроризма при поддержке государства", – сказал адвокат.

Вдова Александра Литвиненко Марина сказала в интервью Би-би-си: "Я хочу знать, кто его убил и почему. Я говорила это шесть лет назад, и надеюсь, что наконец узнаю всё".

Судья, в свою очередь, заявил, что дознание должно рассмотреть широкий ряд вопросов и, возможно, затронет и этот аспект. Слушания по существу, по словам судьи Роберта Оуэна, он намерен начать как можно скорее, но это точно не произойдет ранее 2013 года.

Заинтересованные лица

Марина Литвиненко
Подпись к фото, Марина Литвиненко возлагает ответственность за смерть мужа на российские власти
Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Как сообщает корреспондент Русской службы Би-би-си Павел Бандаков, на заседании присутствовали представители Андрея Лугового, считающегося основным подозреваемым. На слушаниях депутата Госдумы представлял Тим Оуэн, который, среди прочего, был адвокатом россиянки Катерины Затуливетер.

В суде на Фернивал-стрит был представитель Бориса Березовского, которого также признали лицом заинтересованным.

В зале были несколько человек, чьи имена так или иначе связаны с историей Александра Литвиненко, но, согласно судебным документам, официально у них нет интереса в проведении дознания.

Так, среди журналистов был замечен Ахмед Закаев, в прошлом один из лидеров чеченских сепаратистов, получивший убежище в Британии. В зале также находился Владимир Терлюк – фигурант судебного разбирательства между Борисом Березовским и российской телекомпанией ВГТРК.

На заседании в четверг было объявлено, что слушания по существу будут сопровождаться прямыми текстовыми трансляциями для журналистов, находящихся в суде.

Учитывая общественный интерес, стенограммы заседаний и имеющие отношения к делу документы будут публиковаться на специальном официальном сайте – www.litvinenkoinquest.org.

При этом было решено, что процесс не будет сопровождаться русским переводом. По крайней мере, государство за переводчиков платить не будет.

Масштаб расходов на новое расследование вообще стал в Британии горячей политической темой. В 2012 году Кен Кларк, занимавший в то время пост министра юстиции, направил коронеру письмо с просьбой дать разъяснение о предполагаемых расходах на следствие в размере 4 миллионов фунтов стерлингов.

Следующее предварительное заседание, которое определит направление дознания, пройдет 2 ноября. После чего стороны встретятся 13 и 14 декабря – на этих заседаниях должны объявить, какие документы будут доступны и кто будет допрошен в качестве свидетелей.

"Трудно жить, не зная истины"

Ранее британские прокуроры заявили, что у них достаточно доказательств для предъявления обвинения экс-агенту ФСБ Андрею Луговому, которого Россия отказалась выдать Лондону. Ситуация вокруг смерти Литвиненко и запроса на выдачу подозреваемых привела к серьезному охлаждению отношений между странами.

Луговой в настоящее время является депутатом Госдумы от Либерально-демократической партии России. Сам он отрицает свою причастность к этому преступлению, называя обвинения политически мотивированными.

В ходе недавнего визита Владимира Путина в Лондон вопрос об убийстве экс-офицера КГБ поднял премьер-министр Дэвид Кэмерон, принявший российского лидера в своей резиденции на Даунинг-стрит, 10.

Комментируя начало нового этапа расследования в Лондоне, официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил, что в Москве следят за происходящим.

"Если принято решение возобновить судебное расследование, то мы рассчитываем, что оно даст исчерпывающую картину произошедшего, и будут выявлены все факты, которые необходимы для выяснения истины", – заявил представитель российского МИД, добавив, что генпрокуратура и следственный комитет России также "работают в этом направлении".

Вопрос по поводу экстрадиции Лугового, по словам Лукашевича, "в значительной степени закрыт" после прохождения депутатом Госдумы теста на детекторе лжи в апреле 2012 года.

"Да, вопрос сложный, но в череде других сложных вопросов между Британией и Россией у нас есть и другие моменты, которые показывают другую динамику российско-британских отношений, – сказал Лукашевич. – В последнее время между странами происходили тесные контакты, в том числе в связи с Олимпиадой. Это судебное заседание - не главный элемент, который подсвечивает наши взаимоотношения".

Марина Литвиненко полагает, что следствию необходимо изучить вопрос о возможной причастности российского государства к смерти ее мужа: "Полоний, который был использован... вы не сможете купить его или найти, где угодно, потому что всё это под контролем государства, и Лугового защитили. Он был никем, а стал членом парламента. Почему? По какой причине?"

По словам вдовы, для нее важно, чтобы полицейское расследование, которое началось шесть лет назад, было закончено: "Так трудно жить, не зная истины, и без информации. Трудно и мне, и нашему сыну, и нашим друзьям".