Баку отрицает причастность к делу блогеров

Azeri donkey
Подпись к фото, Шутка о том, что ослам в Азербайджане живется хорошо, дорого обошлась блогерам

Азербайджанские власти утверждают, что не влияли на ход судебного процесса, в результате которого два блогера получили тюремные сроки.

Это первая официальная реакция после вынесения суровых приговоров Аднану Гаджизаде и Эмину Милли, осужденным в общей сложности на 4,5 года лишения свободы по обвинению в хулиганстве.

Блогеры стали известны после того, как в интернете появилась видеозапись сатирической репризы, в которой государственный чиновник был изображен в виде осла.

В один из дней в начале июля Гаджизаде и Милли оказались замешаны в потасовке в ресторане. Считая себя пострадавшими, они обратились в полицию, но в итоге сами оказались на скамье подсудимых.

Азербайджанские власти отрицают какое-либо вмешательство в ход следствия и судебных слушаний. Однако, по словам одного из адвокатов блогеров, обвинения явно имеют политическую мотивацию, поскольку молодые люди никогда не были замечены в хулиганстве.

Гаджизаде является одним из создателей молодежного движения "Ол!" ("Будь!"). Милли, в свою очередь, - один из учредителей интернет-сообщества Alumni Network, в котором участвует политически активная молодежь.

Свобода слова и "страна ослов"

Сатирический видеоролик изображает пресс-конференцию, на которой осел, отвечая на вопросы журналистов, восхваляет азербайджанские власти за то, что "в стране созданы все условия для процветания ослов".

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Видеоролик заметили, и на некоторых западных телеканалах он стал предметом шуток: "ослам в Азербайджане живется хорошо".

Не прошел незамеченным и суд над Аднаном Гаджизаде, отец которого был послом Азербайджана в Москве, и Эмилем Милли. С протестами по поводу сурового приговора выступили Евросоюз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Amnesty International, Human Rights Watch и другие правозащитные группы.

Госдепартамент США подчеркнул в своем заявлении по поводу решения суда, что "непрозрачное расследование [нцидента в ресторане – ред.], закрытые судебные слушания, непропорциональные обвинения, неспособность задержать и предъявить обвинения нападавшим [на блогеров в ресторане – ред.] вызывают опасения по поводу независимости полиции и судебных органов, а также ограничения свободы слова в Азербайджане".

Генеральный секретарь Совета Европы Торбьйорн Ягланд подчеркнул в связи с делом блогеров, что речь идет "не только о свободе Аднана и Эмина, но о свободе и благополучии всех людей в Азербайджане".

Из-за критических заявлений по поводу осуждения Эмина Милли и Аднана Гаджизаде временные поверенные Германии и Норвегии в Баку были вызваны в министерство иностранных дел Азербайджана, где им было выражено недовольство по поводу "вмешательства во внутренние дела" страны.

Отец Аднана, Хикмет Гаджизаде, сказал в интервью телекомпании АНС: "По-видимому, этих ребят взяли, чтобы другим был урок". Он собирается обратиться в апелляционный суд, и, если решение не будет отменено, - в Верховный суд Азербайджана и дальше - в Европейский суд по правам человека.

Заразительный пример?

Как раз Европейский суд по правам человека и может отменить решение азербайджанского суда, отметил заведующий отделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанов.

"Как исполнительный орган, мы не имеем права вмешиваться в деятельность суда в Азербайджане в связи с решениями, которые были вынесены в отношении Аднана Гаджизаде и Эмина Милли", - подчеркнул Гасанов.

Азербайджан не единственная страна бывшего СССР, где критики властей преследуются как хулиганы.

В соседней Туркмении недавно был осужден эколог и общественный деятель Андрей Затока, которому городской суд дал пять лет заключения в колонии строгого режима "за умышленное причинение вреда средней тяжести здоровью человека".

Подробности дела и ход следствия и суда подверглись резкой критике со стороны международных организаций. В итоге обвинения с Затоки не сняли, однако тюремный срок заменили штрафом.