20 лет после падения Стены: что дальше?

Фото участка берлинской стены
Подпись к фото, Прошло 20 лет

20-летие падения Берлинской стены – это не только праздник. Для многих в Германии и за ее пределами юбилей – возможность поразмышлять о том, что происходит со страной и ее народом. Что изменилось в отношении западных немцев к восточным и наоборот? Какие стереотипы остались, какие появились?

Для руководителя Центра глобальной политики в Свободном университете Берлина, профессора политологии Клауса Зегберса объединение Германии стало не только частью жизни, но и предметом исследования. С ним беседовал специальный корреспондент bbcrussian.com Фамиль Исмайлов.

Би-би-си: Что радует и что печалит вас из тех изменений, которые произошли за последние 20 лет?

Клаус Зегберс: Двадцать лет спустя, я думаю, есть достаточно много положительных изменений, в некоторых центрах Восточной Германии наблюдается динамичное развитие. Но в то же время есть и достаточно большие проблемы сегодня, особенно в социальной сфере. Продолжается в какой-то степени миграция, особенно молодых, хорошо образованных людей с Востока на Запад, и это, конечно, волнует многих.

Надо бы также добавить, что в области стереотипов сохраняются еще различные образы: на Востоке и на Западе население думает по-разному друг о друге. Вот здесь нам предстоит поработать. Но вот я смотрю на своих студентов, которые сидят сейчас на моих семинарах, и сравниваю это с тем временем, когда я переехал сюда в Берлин – тогда было легко определить, кто откуда, а сегодня это намного сложнее.

Я думаю, с течением времени эта разница (между Востоком и Западом Германии) будет чувствоваться все в меньшей степени.

Би-би-си: Скажите, ваши студенты, новое поколение которых выросло уже в наше время и не видело Стены, они помнят, что когда-то существовала такая страна – Германская Демократическая Республика, ГДР?

К.З.: Ну, это зависит от возраста, конкретного человека. Если сегодня там сидят люди, которым 22-23 года, они вряд ли сами помнят, как это тогда было. Они немного об этом говорят, конечно, но это на основе того, что им рассказывали родители или другие люди, или они видели это в телепередачах. Сами они вряд ли помнят это.

Би-би-си: То есть это не часть курса истории? В школе этому не учат, правда?

Профессор Зегберс
Подпись к фото, Профессор Зегберс
Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

К.З.: Ну, они сейчас в университете, не в школе. Когда они были в школе, прошло совсем немного времени с тех событий. Действительно, надо рассказывать им на семинарах, как это было, потому что трудно говорить о переменах, если не знаешь, что было до этого. Это ведет к тому, что мы теперь должны переписывать наши учебные материалы, это да.

Би-би-си: То есть, переписывать, вписывая туда ГДР?

К.З.: Да, частично и ГДР. Необязательно как страну, но, допустим, как вообще эта система работала, ведь она кардинально отличалась от нашей системы - в экономическом смысле, политическом смысле. Я всегда за то, чтобы не просто говорить – вот, были пятилетки, был авторитаризм и прочее – но как реально в обществе работала эта система. Этого студенты часто вообще не знают.

Би-би-си: Сегодня в Германии празднуется 20-летие падения Берлинской стены. Но будет и 25-летие и 30-летие. Глядя на 10 лет в будущее, что вы ожидаете в качестве трансформации Германии, как результат падения Стены в 1989 году?

К.З.: Наверное, через пять лет, через 10 лет это будет опять повод для СМИ, чтобы заниматься этим вопросом, выпускать хорошие фильмы, материалы – это понятно. Но я скорее всего через какое-то время ожидаю, что вот реально на конкретные вещи в политическом развитии, экономическом развитии Германии будут оказывать влияние не исторические факторы, а те факторы, которые сегодня определяют наш мир. Это - факторы глобализации, факторы, связанные с финансовыми рынками, и так далее. То есть реально прошлое еще продолжается, оно останется частью нашей истории, но оно мало, по-моему, в будущем будет сказываться на жизни людей.