Закрытый город Северск

Участник сообщества Live_Report ternovskiy побывал с группой блогеров в закрытом российском городе Северске и посетил там реакторный завод.

Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Участник сообщества Live_Report ternovskiy побывал с группой блогеров в закрытом российском городе Северске, основанном в 1949 году для производства высокообогащенного урана-235 и плутония. Текст и фото ternovskiy.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Два месяца шли согласования и проверка блогеров, приглашенных в Северск. Получить разрешение было непросто, но, в итоге, нам повезло, и мы отправились смотреть реакторный завод, где многие десятилетия обогащали уран и вырабатывали оружейный плутоний.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Город имел много разных названий, в том числе - поселок Березки и Томск-7 (в целях секретности), а свое нынешнее название получил в 1954 году. Перед въездом в город нам выдали пропуска на один день (здесь их называют визами). Кстати, проехать в Северск могут только те, кто там живет и работает. Получить пропуск на родственников можно только в особенные дни – день рождения, похороны и т.д.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Весь город обнесен по периметру забором с колючей проволокой. Уровень секретности тут очень высокий. Снимать средства физической защиты города и объектов строжайшим образом запрещено, что я проверил на себе, чуть не попав в неприятную ситуацию на КПП Северска уже после посещения реакторного завода. Но, расскажу об этом позже.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Город застроен достаточно унылого вида домами, в основном из красного и серого кирпича. Может, это просто осень, но вид у Северска достаточно депрессивный. Томск, безусловно, в сто раз краше и приятнее.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Особенно нас удивило то, что в Северске уровень преступности выше, чем в Томске. И реальные проблемы с наркотиками, хотя милиции тут полно, а город такой секретный. Но, как нам сказали, "нельзя вырвать даже закрытый город из контекста всей страны". Из-за закрытости многое сюда доходит позже, возникает ощущение законсервированности времени.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, При входе нас проинструктировали на предмет поведения. Попросили выполнять все распоряжения службы охраны и сотрудников Сибирского химического комбината. Все флэшки, компьютеры, телефоны и не занесенное заранее в список оборудование и личные вещи пришлось оставить в сейфе при входе.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Потом по очереди мы прошли через турникеты, где из-за пуленепробиваемого стекла военные проверили наши документы и оборудование, после чего каждого просветили нелинейным локатором (на предмет жучков, скрытых камер и т.п.) Далее последовал инструктаж о мерах безопасности на ядерном объекте. Каждому выдали персональный дозиметр.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Строили здание, уходящее на 40 метров под землю практически вручную, вывозя землю тачками. Вполне себе соответствует духу того времени. На входе нам выдали халаты, шапочки и перчатки.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, После этого мы пошли в зал, где располагается главный пульт управления реактором. Обычно им управляли четыре инженера, понятное дело, работа велась круглосуточно. Сейчас на заводе работает около 380 человек. А раньше, когда все пять реакторов действовали, на каждом из них трудилось около 500 сотрудников.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Так выглядят урановые бруски. Если совсем обывательски, то они вставляются в вертикальные длинные трубки в реакторе и после определенной реакции становятся плутонием, но не чистым, поэтому его окончательная выработка происходит в другом месте.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Будущее Северска и СХК – это работа по захоронению реакторов и радиоактивных материалов. На сегодня ни у кого в мире нет опыта по закачке отходов в землю на глубину около 400 метров и опыта по захоронению реактора. ЭИ–2 скоро зальют специальным раствором, под всем зданием создадут такую же защитную подушку, снесут всю верхнюю часть и закроют сверху специальным колпаком.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Изучив советский плакат, убеждающий в безопасности радиации от АЭС, мы пошли надевать специальные бахилы, чтобы спуститься в реакторный зал.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, В комнате с пультом стоит одинокий книжный шкаф. Ну, правильно, что еще физикам читать?
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Проверим показание дозиметра. Для обычного человека норма – 20,00 в день. Для работников – 200,00! Сверили дозиметры. Все ходили по разным местам в зале, кто-то подходил ближе к реактору, в итоге показания были разные. Если не ошибаюсь, максимум у кого-то было 19,00.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Теперь о том, как меня "поймали за хвост" на КПП Северска. Мы остановились в 200 метрах от въезда в город. Было уже темно, и большая очередь на въезд. Оказывается, многие живут в Северске, а работают в Томске. И вообще используют его как спальный район.
Текст и фото ternovskiy
Подпись к фото, Мы ждали, пока поднесут пропуск одному из наших блогеров, забывшему его в гостинице. И вот я решил аккуратно из-за автобуса снять пробку на въезд в город. Сначала сделал это на сотовый, а потом решил и на фотоаппарат. Через три минуты за мной пришли. В автобус бодро зашли двое военных и спросили, кто мы такие и откуда. Наши провожатые сказали, что мы из СХК. "Поступила информация, что с вашего автобуса ведется съемка объекта". В итоге удалили все эти кадры с моей карточки.