Дорогая дорога

  • Михаил Белый
  • блоггер

На днях у меня случился серьезный спор с таксистом, который не пропустил девушку на пешеходном переходе.

Немолодой и с виду вполне интеллигентный дядька вез меня по Москве, отчаянно лавировал в потоке машин и не менее отчаянно костерил автомобилистов с иногородними номерами.

"Ездить не умеют, а еще в мегаполис приперлись", - ругался он, при этом стуча по рулю и давя на педаль тормоза. Я терпеливо молчал, болтаясь между спинкой сиденья и лобовым стеклом, к которому меня не припечатывало только по той причине, что в начале поездки я благоразумно пристегнулся ремнем безопасности.

Правда, дядька смерил меня каким-то странным взглядом и заявил, что "ездит 25 лет и никогда не пристегивается". "Меня в Нижнем Новгороде и Уфе штрафовали несколько раз, но я все равно не пристегиваюсь", - почти с гордостью сообщил он мне.

Я не выдержал в тот момент, когда на пешеходном переходе появилась девушка. Вместо того, что притормозить и пропустить ее, показавшийся поначалу мне интеллигентным дядька надавил на клаксон, опустил стекло и неистово завопил на девушку, имевшую неосторожность переходить проезжую часть в тот момент. "Что сам нарушаешь-то? - назидательно спросил я. - Или штрафы для кого-то другого придумали?".

Мои слова вывели таксиста из себя – он стал еще более ожесточенно колотить по рулю и объяснять мне, что "этой длинноногой гораздо проще притормозить, чем ему". "Она может и подождать! Если всех пропускать, можно до конца дня стоять", - искренне бесновался водила…

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

После череды страшных автомобильных аварий в России депутаты и чиновники разных рангов тотчас же разом высказали предложения по ужесточению наказания за нарушение Правил дорожного движения. Были среди них, как это часто бывает, и совершенно нелепые, но большинство предлагаемых новаций сводилось по сути к одному – повышению штрафов.

После этого армия автомобильных экспертов встала на дыбы. С их стороны аргумент был один – увеличение штрафов лишь увеличит коррупцию на российских дорогах. Сам я за рулем больше пяти лет, и без автомобиля своей жизни уже не представляю. При этом не понаслышке знаю и о той самой коррупции, о которой сегодня не говорит разве что только ленивый.

Так вот я убежден в одном: ужесточать наказание необходимо, поскольку в России прививать культуру можно, к сожалению, исключительно с помощью штрафов. Поверьте, уповать на благоразумие и воспитание автолюбителей абсолютно бессмысленно.

Один из российских депутатов предложил пожизненно лишать водительских прав лихачей, которые неоднократно (!) допускали грубые нарушения. После этих слов парламентарий наверняка попал в черный список отечественных автолюбителей. Но это драконовское, на первый взгляд, предложение, как мне думается, на самом деле довольно рационально.

Никто не предлагает отнимать права у водителя, который один раз повернул там, где это запрещено, или однажды превысил скорость. Речь следует вести о систематических и грубых нарушениях. Мне лично доводилось встречать людей, которые в принципе не признают Правила движения – к примеру, дорожной разметки для них не существует как таковой. По этой причине на скоростных магистралях они осознанно через жирные сплошные линии выскакивают на встречную полосу, постоянно создавая аварийные ситуации и ставя под угрозу не только свою, но и чужие человеческие жизни.

Уверен, что найдутся оппоненты, которые скажут мне: в России соблюдать Правила практически невозможно. Во многом соглашусь с ними. Но вопрос в другом. За несколько лет меня тоже неоднократно штрафовали за различные нарушения ПДД: за превышение скорости на 20 км/ч, непристегнутый ремень безопасности, разворот в неположенном месте. Признаюсь – штрафы действительно дисциплинируют. Но как бороться с человеком, которые намеренно регулярно проезжает на красный свет, не пропускает пешеходов на «зебре» и нагло выезжает на встречную полосу?

Очевидно одно – действующие штрафы (а они на самом деле сегодня не такие большие, как кажется) не являются эффективным средством борьбы с такой категорией нарушителей. Именно поэтому:

а) штрафы за грубые нарушения (выезд на "встречку", проезд на запрещающий сигнал светофора) должны быть жесткими;

б) пожизненное лишение водительских прав может применяться в тех случаях, когда грубые нарушения правил допускаются водителем неоднократно и систематически.

Доводы о том, что увеличение штрафов повлечет закономерное увеличение взяток инспекторам ГИБДД, не считаю убедительными. Не исключаю, что сумма взяток может возрасти. Но ведь водителям все равно придется платить! Согласитесь, что мало кто задумывается, куда и кому собственно идут его деньги – их все равно придется выкладывать. Один мой приятель, заядлый автомобилист, недавно признался, что в последнее время боится ходить пешком. Говорит, что у нас даже по светофору страшно переходить дорогу.

С автомобильными хулиганами и лихачами надо бороться максимально жестко. При этом совершенно очевидно, что грамотному и адекватному водителю бояться нечего: даже если однажды он допустит грубое нарушение, то в дальнейшем приложит максимум усилий к тому, чтобы не повторить ошибок.

Недавно мне довелось общаться с руководителем одного из крупных автомобильных учебных центров. Он рассказал, что по психофизиологическим характеристикам около 7-10% граждан вообще не должны садиться за руль. Но ведь они садятся!

Мягкость по отношению к безалаберности и хамству на дорогах всегда приводит к одному и тому же – жутким сводкам и новым погибшим. Вам не кажется, что эта мягкость обходится чересчур дорого?

Ваши письма

МБ: "Насчет предложения казнить - не уверен. Ведь в России при таком обращении с законами казнить могут добрую половину автомобилистов. За себя не опасаетесь?"

За себя не опасаюсь, поскольку машины не имел, не имею и не буду иметь никогда. А насчет половины. Поверьте, после пары-тройки показательных случаев изменится очень многое. <strong>Андрей, Москва</strong><br/>

Ну,что можно сказать.В наших странах водители и пешеходы,к сожалению,враги.У нас,на Украине, с нового года ввели просто драконовские штрафы.И помогает.По началу, даже, переходить "зебру"можно было с закрытыми глазами. Сейчас,конечно,попустило. Да и смертность на дорогах упала. О себе скажу, что имею стаж вождения около 10 лет, хотя последние 4-е года за руль не сажусь(стал велосипедистом, кстати, тоже врагом автомобилистов).<br><strong>Евгений, Украина,г.Никополь</strong><br/>

<b>Михаил Белый:</b> <i>Евгений, совсем недавно был в Севастополе и обратил внимание, что водители здорово опасаются штрафов. Один местный водила мне рассказал, что нарушать тут - слишком дорогое удовольствие. А какой еще выход может быть из ситуации?</i>

Согласен! Штрафы должны быть высокими и жесткими! Куда они идут, это совершенно другая тема! И люди ответсвенные за порядок на дорогах должны работать а не стоять только там, где можно собрать деньги. Я сам водитель с многолетним стажем, но и еще отец, меня беспокоит, то, что наши водители не пропускают людей на нерегулируемых пешеходных переходах, я боюсь за свою дочь. Школа через дорогу, но переходить дорогу по зебре очень опасно, водителям все равно, что по зебре идет ребенок.<br><strong>Андрей, Москва</strong><br/>

<b>Михаил Белый:</b> <i> Андрей, вы совершенно правильно подметили - неважно, куда идут "штрафные" деньги. Важно, чтобы нарушители платили. И платили за свои грубые нарушения много. Ведь у нас, как вы правильно сказали, даже по "зебре" дорогу переходить небезопасно.</i>

Вопрос не в том, что штрафы маленькие, а в том, что их берут не всегда. Если каждого, припарковавшегося на газоне или на "зебре", будут штрафовать всегда, то подобных не останется. Но для этого надо работать. В буржундиях есть "специалисты по парковочным штрафам". А у нас гаишники просят отменить выделенную для автобусов полосу на волоколамке, поскольку "устали собирать штрафы, а они все едут и едут". Я считаю, что за аварию в нетрезвом состоянии с жертвами надо казнить, как в Китае. А просто у пьяных за рулем отбирать права навсегда.<br><strong>Андрей, Москва</strong><br/>

<b>Михаил Белый:</b> <i>Насчет предложения казнить - не уверен. Ведь в России при таком обращении с законами казнить могут добрую половину автомобилистов. За себя не опасаетесь? </i>

За 17 лет вождения я ни разу не заплатил взятки инспектору. И ни один инспектор не намекнул на возможность такого решения вопроса. Штрафы - регулярно. Даже стараюсь "пополнять счет" рублей на 200-300 вперед. В основном за превышение рублей по 100.

А вот в Германии совсем другое дело. И вовсе не из-за штрафов а по причине общей культуры окружения. Да и само отношение к водителям там другое - там проще не нарушать и для этого продумано все до мелочей. На безопасности там не экономят.<br><strong>10pa, 89 регион</strong><br/>

Если говорить не о способах решения, а о корнях, то , вероятно, средний уровень культуры на дороге отражает уровень культуры в жизни. На ульяновских дорогах ситуация намного лучше… <br><strong>Юрий, Россия</strong><br/>

<b>Михаил Белый:</b> <i> Юрий, только вернулся из Ульяновска в Москву. К сожалению, высокого уровня автомобильной культуры на своей малой родине не обнаружил. Хамство процветает.</i>