Британский закон поможет России бороться с коррупцией?

Передача денег
Подпись к фото, Новый британский закон будет влиять на бизнес в самых разных странах

В апреле будущего года, когда вступит в силу новый британский закон о взятках, некоторые иностранные компании могут оказаться в сложном положении.

Но для других стран - в частности, России, - власти которых безуспешно борются с коррупцией, британский закон может оказаться полезным.

Документ не только объявляет уголовными преступлениями коррупцию в частном секторе и подкуп государственных чиновников, но и определяет порядок ведения дел британскими и иностранными компаниями, причем как на территории Соединенного Королевства, так и за его пределами.

"Когда закон о взяточничестве вступит в силу, я получу юрисдикцию в отношении иностранных компаний - например, российских, - которые занимаются бизнесом в Соединенном Королевстве и при этом участвуют в коррупционных схемах в любой стране мира, даже если эти взятки не связаны с их деятельностью в Британии", - сказал в интервью Би-би-си Ричард Олдерман, директор британского государственного управления по борьбе с серьезными экономическими преступлениями.

Эти же положения закона относятся и к британским компаниям, ведущим дела за границей.

Для честных людей

По словам Ричарда Олдермана, он не хотел бы, чтобы честные компании оказывались в невыгодном положении из-за того, что их конкуренты - где бы они ни находились - действуют коррупционными методами.

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Однако Елена Панфилова, глава российского отделения антикоррупционной организации Transparency International, считает, что добиться этих целей будет нелегко без тесного сотрудничества антикоррупционных органов разных стран.

Все больше российских компаний размещают сейчас свои акции в Лондоне и ведут коммерческую деятельность в Великобритании, а британские фирмы активно работают в России. И встреча Ричарда Олдермана с его российскими коллегами в рамках проходящей сейчас в Лондоне Недели российского права - это возможность для укрепления такого сотрудничества.

В рейтинге коррумпированности, который составляет Transparency International, из 178 стран мира Россия занимает 154 место, а Великобритания - 20-е.

"Я хотел бы обсудить с российскими коллегами возможности нашего сотрудничества, которое привело бы к улучшению позиций России [в этом рейтинге], что им нужно от нас и что мы хотим от них - в том, что касается компаний и частных лиц, находящихся в моей юрисдикции", - сказал Ричард Олдерман.

Российские надежды

Представитель управления правового сотрудничества генеральной прокуратуры России Вадим Яловицкий полагает, что новое британское законодательство может способствовать повышению уровеня сотрудничества между Москвой и Лондоном.

В прошлом, отметил Яловицкий, российским властям не удавалось убедить британское правосудие в необходимости экстрадиции некоторых российских граждан, обвиняемых в коррупции на территории России, но проживающих в Соединенном Королевстве. При этом сами обвиняемые утверждали, что их дела являются политически мотивированными.

"Поддерживать диалог всегда лучше, чем уходить от него", - сказал представитель Москвы и добавил: важно также, чтобы Запад лучше представлял себе, как изменилась Россия, ее система и роль генеральной прокуратуры.

Британский закон о взяточничестве вступит в силу через несколько месяцев, тогда как в США закон об иностранной коррупционной деятельности действует уже довольно давно.

И этот закон заставил руководство многих иностранных компаний, работающих в Соединенных Штатах, либо акции которых размещены на американских биржах, либо действующих от лица американских фирм, ужесточить антикоррупционные меры.

Британский закон тоже потребует от бизнеса соблюдения определенных процедур по предотвращению взяточничества. Он поможет компаниям минимизировать риск возбуждения против них уголовных дел по отдельным правонарушениям, связанным с коррупцией.

Новые надежды юристов

"Грядущее вступление в силу закона о взяточничестве в Соединенном Королевстве, несомненно, привлекло внимание международных компаний к предотвращению этого наиболее серьезного из всех корпоративных преступлений", - говорит Юрий Ботюк, директор группы обвинителей в юридической фирме McGrigors, возглавляющий отдел компании, занимающийся делами в России и на Украине.

Юристы отмечают, что компаниям, действующим в России, Великобритании и США, не должно быть слишком сложно соблюдать требования местных законов по борьбе с коррупцией, хотя британский закон о взяточничестве считается самым жестким из тех, что действуют в этих трех странах. Однако некоторые важные различия между этими законами могут стать камнем преткновения.

Например, некоторые виды подарков и выплат разрешаются в одной стране и запрещаются в другой. Кроме того, российское законодательство ставит во главу угла предотвращение ситуации, при которой госчиновник может брать или вымогать взятки.

Николас Мандей, глава гражданско-арбитражного отделения московского бюро британской юридической фирмы Clifford Chance, отмечает: "Наши клиенты стараются обеспечить соответствие своей деятельности требованиям британского закона о взяточничестве, но им также приходится иметь дело с реалиями ведения дел в России".

Три закона об одном

Среди юристов и экспертов существует единое мнение, что компании, соблюдающие требования американского и британского антикоррупционных законов, могут оказать положительное воздействие на снижение уровня коррупции в России.

Джонатан Нелмс, юрист московского отделения юридической фирмы Baker & McKenzie, считает, что сотрудничество с такими компаниями побудит российские фирмы принимать и свои меры по борьбе с коррупцией. А россияне, работающие в таких компаниях, при перемене места работы или учреждении собственного бизнеса будут переносить обретенные навыки в другие сферы.

Однако Елена Панфилова опасается, что если российские власти обнаружат взяточничество в компании, действующей одновременно и в России, и на Западе, то некоторым чиновникам захочется использовать такие факты как инструмент давления на эту компанию, а не сообщить об этом западным коллегам.

Кроме того, считает гава российского отделения Transparency International, если прокуроры - по крайней мере, некоторые - узнают, что российское должностное лицо имеет какое бы то ни было отношение к коррупционному делу, "может встать вопрос о готовности к проведению расследования такого дела".

Впрочем, Вадим Яловицкий напоминает, что борьба с коррупцией - одно из приоритетных направлений деятельности российского правительства.

Со своей стороны, Ричард Олдерман призывает российские компании "связаться с нами - напрямую или через посредников - и обсудить [британский] закон о взяточничестве". "Этот будет важный закон, он окажет влияние на то, что делают британские компании в России и что российские компании делают за рубежом", - пояснил британский юрист.

Многие считают, что сами компании выиграют от того, что скажут "нет" коррупции.

"Хотя возможны краткосрочные трудности, мы считаем, что в конечном итоге средства, выброшенные на взятки, не оправдывают выгоды от заключения конкретной сделки или ускорения принятия решения властями", - заявил Джонатан Нелмс из Baker & McKenzie.