О власти, бизнесе и "задушевных разговорах"

  • Артем Кречетников
  • Би-би-си, Москва
"Аэробус" Аэрофлота

Автор фото, Reuters

Подпись к фото, Аэробусы "Аэрофлота" считать непатриотичными?

Вице-премьер Дмитрий Рогозин отчитал "Аэрофлот" за то, что компания не закупает отечественные самолеты и недавно стала официальным перевозчиком английского футбольного клуба "Манчестер Юнайтед".

"Аэрофлот" предпочитает нашим самолетам англосаксонские футбольные и баскетбольные клубы? Приглашу-ка их к себе на задушевный разговор", - написал вице-премьер во вторник в своем микроблоге в Twitter.

Самолеты - тема особая. Но отношения с "Манчестер Юнайтед" никакого отношения к выбору техники или обслуживанию российских граждан не имеют. Чистая реклама, престиж и дополнительный доход. Радоваться надо, что отечественные компании способны конкурировать на мировом уровне!

Попрекнуть этим можно только от иррационального, фрейдистского, как говорили в советскую эпоху, "утробного" антизападничества, когда все, начинающееся с приставки "англо-" вызывает рефлекс.

При этом сам Рогозин не посчитал зазорной идею рекламировать российское стрелковое оружие с помощью звезды голливудских боевиков Стивена Сигала. Почему ему можно, а "Аэрофлоту" нельзя - тайна сия велика есть.

Лично у меня имеется предположение. Это типичная советская психология. Любить виски и сигареты "Мальборо" дозволялось своим, избранным, имеющим особые заслуги в борьбе с этим самым Западом, тем, в чьей лояльности империя не могла сомневаться. А для всех остальных - "низкопоклонство" и "фарцовка".

Теперь о проблемах отечественного авиапрома.

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

С одной стороны, во всем мире магистральные авиалайнеры делают только США и Евросоюз объединенными усилиями. Японцы, китайцы, канадцы летают на боингах и аэробусах, и отсталыми их никто не считает.

С другой стороны, если России в наследство достался авиапром, было бы замечательно его возродить и развить. Вообще, научиться делать что-то хорошо головой и руками, а не только природными ископаемыми торговать.

Да не с того начинаем.

Мотор всякого прогресса - экономический интерес и свободная конкуренция. Искусственный монополизм и попытки командовать бизнесом - что, у кого и по какой цене покупать - приведут и авиапром, и авиаперевозчиков только к застою и упадку.

Правительство должно не "задушевные разговоры" в духе "Партбилет на стол!" с предпринимателями вести, а создавать в стране благоприятный инвестиционный климат. Послушать руководство "Аэрофлота", почему им выгоднее покупать боинги, и подумать, что тут можно изменить, а не надеяться, что вот мы сейчас прикажем, потом проконтролируем, и все наладится.

"Что хорошо для General Motors, хорошо для Америки, и наоборот", - заявил глава корпорации Чарльз Вильсон в 1953 году, когда сенат рассматривал его кандидатуру на пост министра обороны.

Предвижу возражение: в "лихие 90-е" отдали все на откуп "невидимой руке рынка" и получили спад производства.

Ситуация 1990-х годов - исключительная, абсолютно нетипичная, не показательная для нормальных времен. Спад возник оттого что, по одним данным, половина, по другим - все 80% промышленности работали на гонку вооружений, а остальные выпускали некачественную и неконкурентоспособную продукцию. На 90-е годы теперь нечего смотреть.

Обратных примеров куда больше.

Петр I, судя по всему, искренне хотел поднять отечество. Построил за казенный счет суконные фабрики (выражаясь по-современному, осуществил государственные инвестиции в инфраструктуру) и повелел "отдать их торговым людям, а буде не похотят, хотя бы и неволею".

Рабский труд бывал не только в России, но крепостных фабрикантов история не знала.

В результате и через сто лет, по свидетельству Пушкина, Россия вывозила "по балтическим волнам" только лес и сало, а готовые изделия импортировала из "Лондона щепетильного". Стоило моря воевать!

На одном из последних заседаний политбюро с участием Юрия Андропова председатель Госплана Николай Байбаков стал докладывать о фундаментальных проблемах экономики. Генсек свел обсуждение к тому, что "несознательные" министры и секретари обкомов норовят брать отпуск летом.

Неизбывна вера в силу приказа и призыва!

А почему?

Политическая надстройка должна соответствовать экономическому базису, в этом с Марксом не поспоришь. Конкурентная рыночная экономика подразумевает конкурентную политическую среду, служебную роль государства, независимое правосудие, уважение к личности и собственности.

Дмитрий Медведев хотя бы говорил о модернизации и свободе. После возвращения в Кремль Владимира Путина эти слова исчезли из лексикона верхов.

"Сколько прений ни ведите, другого земного шара не создадите: придется, значит, эту землю нам отдавать!", - заявил один из крестьянских депутатов I Государственной Думы.

Так и теперь: сколько "задушевных разговоров" ни ведите, не будет у России при нынешней системе ни высокотехнологичных производств, ни науки, ни хорошей армии.

Пока можно амикошонски приказать предпринимателям "раскошелиться", а не угодят - развалить и отнять любой бизнес, все будет наперекосяк. А государственные мужи будут имитировать кипучую деятельность и валить вину на внешних и внутренних врагов, низкую сознательность и недостаток патриотизма.

Экономику поднимают Ходорковские и Чичваркины, а не Рогозины и Бастрыкины.

Но делиться властью они не хотят и не захотят, пока их хорошенько не попросят.