« Назад | Блог | Вперед »

Профессионалы у нас всегда в цене?

Игорь Глушенков, Самара Игорь Глушенков, Самара | 11:44, вторник, 8 января 2013-08, 11:44

Надолго, наверное, запомню то бледное и растерянное лицо моей знакомой на экране компьютера в "Скайпе". Несколько месяцев назад ей настойчиво предложили уволиться из школы, после 30 лет работы учителем начальных классов. Без объяснений, без торжественных проводов. Просто директор вызвал ее в кабинет и положил на стол чистый лист бумаги и ручку.

Мы знакомы с ней с четырех лет, можно сказать, всю жизнь. Наши семьи получили квартиры в одном подъезде. И долгое время ходили друг к другу в гости, "на телевизор", играли во дворе, даже не подозревая, что мы с ней не родня.

После 8-летки и педучилища она уехала по распределению в тихий, аккуратный районный городок в ста километрах от Самары. Там она нашла свою судьбу, любимую работу, новых друзей.

Года три назад у моей подруги детства появится старенький компьютер, а за ним и интернет. Мы стали переписываться с ней в соцсетях, чаще разговаривать в "Скайпе".

Узнал, что, к сожалению, несколько лет назад у нее стали опухать суставы ног, болезнь быстро прогрессировала. Осенью 2011 года ей пришлось взять на работе отпуск без содержания и получить третью группу инвалидности. О ее мытарствах на медико-социальной экспертизе я немного писал в июньском посте "Мечтая о человеческом техосмотре".

Администрация школы твердо обещала учительнице, что через год, подлечившись, она сможет вновь вернуться к любимой работе. Все будет зависеть только от ее желания.

К моей знакомой прикрепили несколько "легких" надомников, с которыми по тем или иным причинам нужно заниматься индивидуально и которые могут прийти к учительнице домой. Из школы к ней стали часто присылать и неуспевающих младшеклассников с просьбой позаниматься с ними дополнительно.

В общем, связи со своей школой моя знакомая не теряла.

В январе прошлого года ей заменили коленный сустав на правой ноге на искусственный. Она разработала его на удивление быстро. Уже в мае ходила не то что без клюшек, но даже и без помощи трости. И ждала наступающей зимой такую же операцию на левой ноге. Все ради того, чтобы снова войти в школьный класс, учить детей.

И вдруг это увольнение. Вероятно, для кого-то понадобилось место. Не нужны уже ни опыт, ни заслуги. Важно - "здесь и сейчас".

Сегодня много говорят о совместном обучении детей-инвалидов и здоровых ребят. Мне интересно: как будут объяснять педагоги данной школы необходимость такого обучения детям, если смогли уволить свою коллегу, инвалида третьей группы с крохотной пенсией? Ведь городок маленький, всем все известно.

Несмотря на мою первую группу инвалидности, я обучался и на дому в начальных классах и очно. Наш дом стоял рядом со школой, родители работали сравнительно недалеко. И начиная с пятого класса они стали водить меня на занятия каждый день.

Естественно, не все одноклассники восприняли мой приход однозначно. С некоторыми из них были сложности, конфликты. Пришлось пару раз звать друзей по двору из старших классов, чтобы утихомирить обидчика. Это периодически продолжалось примерно еще года два пока ребята не повзрослели, и не ушла их слепая агрессия к непохожести, поиски во всем простых решений.

Одна пожилая учительница сказала тогда мне: "Учеба - это твоя работа. Школа может дать тебе образование. Не требуй от нее больше".

А я и не ждал от нее многого. Друзья у меня в основном были во дворе и, как ни странно, года на три-четыре старше. Они лучше понимали мои проблемы, с ними мне было интереснее общаться.

В школу я ходил, потому что на надомников, как, собственно, и сегодня, выделялось мало учебных часов. Многое в естественных науках давалось бы мне сложнее без лабораторных опытов. Их ведь не все повторишь в домашних условиях. Да и надоело сидеть в пустой квартире весь день одному, особенно тоскливо бывало зимой.

Школа, думаю, по своей природе должна быть консервативной, давать уже устоявшиеся знания. Приписываемая ей функция воспитателя во многом надумана.Воспитывать детей обязаны другие институты общества.

Та же пожилая учительница дала мне мудрый совет, когда у меня возникло небольшое непонимание с ее коллегой: "Никогда не спорь с учителем. Он всегда окажется прав". И я не раз убеждался в этом на примере одноклассников.

Сейчас в учебных заведениях создают различные кружки по интересам, ребята проводят там весь день. С одной стороны - хорошо, они находятся под присмотром с утра до вечера. С другой - дети привыкают к тому, что за них все решено, развиваются в одном ключе, боятся отвечать за себя.

В 70-е годы, когда я учился в Средней школе, у нас было множество кружков, спортивных секций, неподотчетных РАЙОНО. Не все в них, конечно, складывалось идеально. Однако ребятам предоставлялась возможность сравнить отношение к ним педагогов здесь и в своей школе и пойти туда, где их лучше понимают. Наши учителя, разумеется, чувствовали такую невольную конкуренцию и в большинстве своем старалось не отстать от времени."

Дополнительное образование необходимо возрождать в разных формах, находить талантливых детей, помогать им.

В первую очередь это относится к ребятам с ограничениями по здоровью. В кружке по интересам ребенок с инвалидностью вместе со здоровыми детьми скорее может проявить свои способности, найти верных друзей. Общее дело в момент проявляет суть человека, отметает надуманные стереотипы.

Если бы мне в мои школьные годы предложили выбор: посещать занятия в школе или надомное обучение плюс две-три поездки в неделю в обычный кружок по моему выбору, я, наверное, выбрал бы второе.

Моя подруга детства в своем городке уже не первый десяток лет обучает надомников. По поводу совместного обучения детей-инвалидов и обычных ребят она говорит: "В крупных городах, возможно, это и приемлемо. В районных центрах и селах не везде проложен асфальт. Возить по таким ухабам больного ребенка ежедневно, только мучить его. К тому же, не все особые ребята могут долго обходиться без лекарств. После их приема некоторым нужно где-то отдохнуть. Наши школы совершенно не обустроены для инвалидов. Средств на это выделяется мало".

В 2012 году из более чем полутора сотен cредних школ Самары было запланировано адаптировать лишь десять. На это из городского бюджета выделили 20 млн рублей. По два миллиона на школу. Стоимость одного лифта для колясочников свыше миллиона рублей. Такой лифт необходим в каждом учебном заведении, ведь школ в одном уровне у нас в городе просто нет.

Что говорить о провинции, когда власти Москвы подготовили для детей-инвалидов только 5,9% городских образовательных учреждений, включая детские сады и школы?

Знакомая моя не унывает, дает частные уроки. К ней домой родители приводят детей, чтобы подтянуть их по какому-то предмету начальной школы. Профессионалы в образовании у нас всегда в цене. Если уж не чиновников, то у родителей точно.

КомментарииОставить комментарий

  • 1. в 09:41 PM 08 янв 2013, Анна Висенс написал(а):

    Игорь, рада видеть ваш пост. Навеял воспоминания о брате (дцп). Он был 'надомником' - учителя приходили очень редко, в основном экзамены принять. За 10 лет школа организовала одно посещение его одноклассников к нам домой. После этого двое ребят 'застряли', приходили в гости, звонили, обменивались книгами. Паша и Эдик - как сейчас помню. Продолжалось это лет 10. Потом пропали все же. Но общение это было очень важным для брата, важнее чем сама школа, наверное...

  • 2. в 01:52 AM 10 янв 2013, Игорь Гл. написал(а):

    Спасибо Вам, Анна, за отклик и воспоминание о брате.
    Да, именно общение важно для человека, потому что помогает осознать себя, сравнить свои знания с опытом окружающих. Еще необходима свобода выбора собеседников, друзей. К сожалению, такой выбор есть не у всех инвалидов в России. Поэтому я призываю не уповать лишь на инклюзивное обучение в школе, а развивать многовариатность нашей социальной интеграции в общество. Пусть человек с ограничениями по здоровью сам выбирает свой путь. Это благотворно повлияло бы на моральный климат всего общества и, что немаловажно, потребовало бы меньше средств из госказны.
    Давно заметил, что дети-инвалиды рано взрослеют, хотят быстрее найти себя и важно не пропустить этот момент! Немного помаявшись в «поисках правды», набив первые шишки, многие из них снова «убегают» в детство. И чтобы вытянуть их оттуда потом, требуются большие усилия.

  • 3. в 07:02 AM 10 янв 2013, Дмитрий написал(а):

    очень трогательный пост. но как же молодые специалисты, которым тоже нужна работа? работы сейчас не так уж и много, на всех не хватает. родители учеников, бывает, жалуются на засилье пенсионеров в школах. молодой специалист закончил вуз, приехал домой, а тут работы нет. а на том месте, где он мог бы работать, сидит человек, который большую часть времени проводит не на работе, а на больничном.
    с точки зрения работодателя, кандидатов на эту работу и родителей в школе ситуация очевидна. инвалиду можно посочувствовать. людей слишком много, большая конкуренция за работу, даже среди таких, низкооплачиваемых вакансий

  • 4. в 03:01 PM 10 янв 2013, Игорь Гл. написал(а):

    Напомню, Дмитрий, знакомая моя, окончив педучилища, уехала из областного города в отдаленный район, чтобы быстрее набраться опыта. Хотя ей предлагали работать в родной школе рядом с нашим домом. И почему- сейчас именно к ней родители ведут своих детей после обучения у молодых учителей.
    Мы, думаю, опять ищем простые ответы на сложные вопросы. Пока в школе по-прежнему властвуют «валовой принцип», личная преданность директору, а не качество знаний у детей об изменениях в нашем наробразе говорить рано.
    Я уж молчу о маленьких пенсиях, на которые уходят пожилые учителя. ЭТО ЖЕ ПОЗОР! И не использовать их знания, большой опыт? Не слишком ли расточительно для нас будет? Необходимы новые подходы, новые формы вовлечения в жизнь общества наших пенсионеров, в т.ч. и бывших учителей. Некоторые из таких форм предложены мной здесь, в майском посте «Важнее быть нужным там, где живешь».

  • 5. в 02:56 PM 13 янв 2013, Александр написал(а):

    Это частный случай, но в целом по стране катастрофическая нехватка учителей и многие из них мечтали бы уйти, но не решаются сделать это, отработав десятилетия в школе и боясь не найти достойной альтернативы. Причина этого даже не в оплате труда, а в чудовищной бюрократизации системы образования. На учителя свалена бесконечная отчётность, теперь ещё и электронный дневник, и это всё при высокой учебной нагрузке, люди просто не выдерживают. Администрация школ давит на учителя, требуя завышать оценки, ведь бюрократической вертикали нужна положительная отчётность о качестве знаний, фактически у нас трёхбальная система оценивания, поставить двойку за четверть уже почти нельзя, это конфликт и уменьшение зарплаты. Кумовщина в руководстве приводит в отделы образования некомпетентных чиновников, разваливающих образование изнутри. Неспроста в школах половина пенсионеры, заменить их чаще всего некем, кто способен стать учителем, не такой дурак, чтобы им стать. Удивляет совковое отношение в нашем обществе к этой профессии - учителя видят бессеребреником, фанатично преданным профессии, на которого можно навешать кучу неоплачиваемых обязанностей, которого не любят, ведь он заставляет учиться и авторитарен. Ладно бы отношение общества, но чиновничья вертикаль настроена также, и уверяю, это принесёт свои плоды.

BBC © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.