Перейти к материалам
истории

«Мое преступление» — комедия Франсуа Озона о молодой актрисе, подозреваемой в убийстве, и ее подруге-адвокате В суде героини решают бороться не за правду, а за свою популярность

Источник: Meduza
A-One Films

22 июня в российский прокат выходит новый фильм Франсуа Озона «Мое преступление». 4 июня его покажут на кинофестивале «Пример интонации» в Санкт-Петербурге. Это судебная комедия о молодой актрисе, которую обвиняют в убийстве домогавшегося ее продюсера. Вместе с подругой, выступающей адвокатом, подсудимая решает сделать себе имя на процессе. Кинокритик Антон Долин рассказывает о 23-м фильме Озона.

Молодую малоизвестную актрису пригласил в гости продюсер — пожилой и влиятельный. В обмен на роль и гонорар предложил ей стать его любовницей и не принял отказ. Девушка в ужасе и отвращении сбежала, продюсера час спустя нашли с простреленной головой. Что именно произошло? Убила ли она его? И если да, то виновата ли в том, что ответила на домогательства выстрелом? Сжалится ли жюри присяжных над обвиняемой, особенно если адвокатом будет ее ближайшая подруга и соседка по комнате? 

«Мое преступление», 23-й фильм Франсуа Озона, во Франции вышел незадолго до, а в мире выходит сразу после Каннского фестиваля, на который картину не пригласили. Зато на нем победила «Траектория падения» Жюстин Трие — другой французский фильм о суде (у Трие это драма, у Озона — комедия), в центре которого — женщина, обвиненная в убийстве мужчины.

Озон за последнее десятилетие пережил несколько персональных трансформаций, регулярно участвуя в фестивалях: его предыдущий опус «Петер фон Кант» открывал Берлинале, снятый перед этим «Все прошло хорошо» претендовал на каннскую «Золотую пальмовую ветвь». Да, «Мое преступление» вовсе миновало фестивали, зато с немалым успехом прошло в национальном прокате. Озон — казалось, повзрослевший и посерьезневший — игриво и неназойливо вернулся к жанру легкой комедии, обращаясь напрямую к широкой публике, через головы критиков и профессионалов. А публика ответила ему взаимностью. 

Жанр нового фильма, который режиссер называет последней частью триптиха, открытого «8 женщинами» (2002) и продолженного «Отчаянной домохозяйкой» (2010), — водевиль. Основой для сценария, как всегда у Озона почти незаметно видоизмененной, стала театральная пьеса Жоржа Берра и Луи Вернея, написанная в 1934-м. В этом уже содержится некоторая провокация. Ведь тема фильма Озона, хоть и костюмного, но очевидно обращенного к современности, — домогательства в индустрии развлечений. Пафос сегодняшнего движения #MeToo копирует (или пародирует?) в своей страстной речи адвокат Полин (Ребекка Мардер), одна из двух центральных героинь.

При этом драматургическая основа позаимствована из откровенно сексистской эпохи, когда подобный сюжет понимался как комедийный. Недаром у обвиняемой рождается собственный план действий, далекий от спонтанной и наивной самообороны. На нем и строится легкомысленно-детективная интрига картины. 

A-One Films
A-One Films

Убила ли Мадлен (Надя Терешкевич — главная звезда фильма, французская актриса польского происхождения) мерзкого продюсера Монферрана, и с какими целями, мы узнаем не сразу. Но моментально поймем, что трагический инцидент она и Полин решат использовать, чтобы добиться для Мадлен скандальной славы, выгодных контрактов и предложения от наследника индустриальной империи Андре (Эдуар Сюльпис), который до того был готов лишь взять актрису в содержанки.

Все идет по плану, Мадлен и Полин обыгрывают одного мужчину за другим: зануду-судью Рабюссе (любимец Озона Фабрис Лукини), жовиального марсельского архитектора Пальмареда (популярный комик Дани Бун), журналиста судебной хроники Ратона (знакомый по недавнему «Лету 85» того же Озона Феликс Лефебр), даже строгого отца-фабриканта Боннара, предполагаемого свекра подозреваемой (неподражаем старомодный шарм Андре Дюссолье). Но тут на горизонте появляется еще одна, непрошеная героиня пишущейся на ходу пьесы — бывшая актриса немого кино, теперь непопулярная, но полная решимости вернуться на авансцену, Одетт Шометт (Изабель Юппер, вообще-то великолепная комедийная актриса, о чем до обидного редко вспоминают). 

Озон настолько виртуозно обходится с формой, что почти не думаешь о содержании. «Мое преступление» — французский ответ тяжеловесному «Вавилону» Дамьена Шазелла, то есть обобщенный оммаж старому европейскому кино. Комедии Саша Гитри и мелодрамы Эрнста Любича, которого Озон уже пересказывал в своем «Франце», «Правила игры» Жана Ренуара и «Дьяволицы» Анри-Жоржа Клузо, нуары Билли Уайлдера и Роберта Сиодмака — все они оставили свой отпечаток на фильме, героини которого в первый же вечер после происшествия дружно идут в кино, чтобы посмотреть новый хит с участием юной Даниэль Дарье; старая песня в ее исполнении звучит за кадром. Кстати, одной из последних ролей великой актрисы были «8 женщин» Озона.  

Как и там, завязкой остросюжетной интриги здесь служит убийство, причины которого выясняются постепенно. Как и там, автор не скрывает многослойной театральности фильма, начавшегося с задернутого занавеса, завершенного поклонами актеров под счастливые аплодисменты публики. Отдельные «спектакли» здесь — и само убийство, и судебный процесс, и последующие выходы самоуверенной Мадлен, строящей карьеру на крови. Озон не раз рассматривал перформативность не только гендерной борьбы, но и самой жизни, но никогда еще не подавал ее с такой царственной небрежностью.  

В этом есть что-то кощунственное, но при этом утешительное. Когда каждый доказывает необходимость «быть серьезным», Озон с оскар-уайльдовским остроумием разоблачает напыщенность участников социального спектакля, повсюду ищущих свою выгоду. Для режиссера, конечно, существуют свои красные линии: например, «По воле Божьей» был смертельно серьезным исследованием педофилии в католической церкви. Но стоит попасть в фокус взрослым мужчинам и женщинам, тем более людям театра и кино, как Озон начинает смеяться в кулак. Единственный выход для зрителя, который намерен получить удовольствие от зрелища, — посмеяться вместе с автором. 

О «Траектории падения», победившей в Каннах

В Каннах победила «Траектория падения» француженки Жюстин Трие Это судебная драма о мужчине, выпавшем из окна. В деле несколько фигурантов: его жена, сын-подросток и собака

О «Траектории падения», победившей в Каннах

В Каннах победила «Траектория падения» француженки Жюстин Трие Это судебная драма о мужчине, выпавшем из окна. В деле несколько фигурантов: его жена, сын-подросток и собака

Антон Долин