Перейти к материалам
Беспилотный автомобиль компании Cruise на улицах Сан-Франциско. Февраль 2022 года
истории

Беспилотные автомобили заполонили Сан-Франциско. Такси без водителей пугают местных жителей и уже создают пробки, но ездят крайне осторожно Главное из материала The Washington Post

Источник: Meduza
Беспилотный автомобиль компании Cruise на улицах Сан-Франциско. Февраль 2022 года
Беспилотный автомобиль компании Cruise на улицах Сан-Франциско. Февраль 2022 года
David Paul Morris / Bloomberg / Getty Images

В конце апреля компания Cruise, подразделение General Motors, получила разрешение на круглосуточное использование беспилотных такси по всему Сан-Франциско. Те же услуги в калифорнийском городе предлагает компания Waymo, принадлежащая Google, — но пока только в темное время суток. Журналисты The Washington Post рассказали, почему местные жители все чаще критикуют слишком стремительное внедрение «автомобилей-призраков». «Медуза» пересказывает самые любопытные моменты из материала — и объясняет, кто в США сейчас возит пассажиров без водителей.

В середине апреля на дороге в Сан-Франциско остановились пять одинаковых белых Jaguar. Пережидая сильный туман, они образовали пробку. Водители, которые ехали следом, быстро поняли, что сигналить бесполезно: за рулем электромобилей никого не было.

По словам корреспондентки The Washington Post Хизер Келли, именно такие ситуации — с обилием «машин-призраков», пустыми водительскими сиденьями и самостоятельно вращающимися рулями, — а не опасения из-за возможных аварий с беспилотниками вызывают наибольшую тревогу у других автовладельцев и пешеходов.

«Это просто как-то неуютно, жутко, выбивает из колеи, — призналась в разговоре с изданием местная жительница, учительница Молли Макдермотт. — Часть нашего мозга думает, что в этом нет смысла. Это такой уровень футуристичности, к которому я пока не готова».

Другая местная жительница, Джойс Маккинни, рассказала журналистам о медлительности роботизированных такси и вспомнила, как они заблокировали движение на 15 минут. В то же время Маккинни выразила уверенность, что беспилотники создают меньше аварийно опасных ситуаций, чем обычные водители.

Ответы на главные вопросы об автомобилях без водителей

Видят ли беспилотные машины утят?

14 карточек

Жителей Сан-Франциско, соседствующих с Кремниевой долиной, сложно удивить инновациями, но с быстрым распространением автономных такси действительно появилось немало трудностей.

Аарон Пескин, глава наблюдательного совета Сан-Франциско, сравнил город с чашкой Петри, которую технологические корпорации используют для экспериментов. В аналогичных случаях, как отмечает издание, нововведение обычно вносило временную неразбериху, после чего чиновники устанавливали ограничения, — так было с быстрым распространением электросамокатов, которые позже стало нельзя оставлять где попало.

Трудности у беспилотных автомобилей могут вызвать любые неожиданные объекты на дорогах, отмечает The Washington Post. Если система сталкивается с незнакомым «сценарием», это может привести к резкому торможению. В марте после дождей, сопровождавшихся штормовым ветром, одна из машин Waymo надолго остановилась на перекрестке, не сумев объехать поваленное дерево. Для Cruise «незнакомым» объектом несколько раз становились пожарные шланги. В одном случае спасателям даже пришлось выбить стекло в беспилотном такси, чтобы оно не наехало на шланг, который в этот момент подавал воду для тушения огня.

В апреле 2022 года полиция попыталась задержать беспилотный Chevrolet компании Cruise, ехавший с выключенными фарами. Машина сначала остановилась, а затем как ни в чем не бывало поехала дальше. Впоследствии Cruise выпустила видеообъяснение о том, как полицейским и горожанам нужно взаимодействовать с автономным транспортом.

Родители часто учат детей привлекать внимание водителя при переходе дороги — улыбаться, кивать или жестикулировать. Однако с беспилотниками, как пишет The Washington Post, подобные действия по большей части бесполезны: установить визуальный контакт попросту не с кем. В компаниях-разработчиках в ответ заверяют, что работают над технологией распознавания жестов, которые полицейский обычно подает на дороге.

Как видит «коммуникацию» беспилотного такси с полицейским пассажир автомобиля
Johnny Romano

Иногда сами школьники представляют опасность для беспилотников. В конце марта в Финиксе, штат Аризона, двое подростков выскочили на дорогу перед беспилотным такси Waymo и попытались открыть водительскую дверь. Один из них залез на капот, пока второй снимал происходящее на смартфон. После того как из динамиков прозвучало предупреждение, подростки убежали. Происшествие показали по телевидению.

В январе 2023 года сотрудники транспортного департамента Сан-Франциско так обеспокоились из-за распространения беспилотных автомобилей, что написали 23-страничное открытое письмо федеральным властям.

Чем больше поступало сообщений о пробках и мелких дорожных происшествиях, тем чаще представители стартапов — владельцев беспилотных автомобилей старались сгладить ситуацию. Пресс-секретарь Cruise Дрю Пусатери заявила, что компания сожалеет о неудобствах, с которыми столкнулись жители. По ее словам, все задержки по вине беспилотников объясняются требованиями безопасности. Представители Waymo подчеркнули, что количество столкновений автономных такси с другими участниками дорожного движения незначительно по сравнению с расстоянием, которое проехали машины, — больше полутора миллионов километров.

Беспилотное такси компании Waymo создало пробку на одной из улиц Сан-Франциско, 15 февраля 2023 года. Машина остановилась и не двигалась с места в течение нескольких минут, так как одна из задних дверей не была закрыта достаточно плотно
Terry Chea / AP / Scanpix / LETA

Часть жителей Сан-Франциско, наоборот, приветствует внедрение беспилотных автомобилей. Так, архитектор и инженер Эндрю Хардинг рассказал The Washington Post, что роботакси делают особенно комфортными поездки на велосипеде: автономные машины притормаживают перед велосипедистами и оставляют им достаточно места для проезда.

Помимо основной статьи, The Washington Post также выпустила советы, как адаптироваться к беспилотным автомобилям и обеспечить плавное внедрение технологии. Жителям городов, где уже работают автономные такси, рекомендуется:

  • не выпрыгивать на дорогу перед машиной с целью проверить надежность алгоритма;
  • быть терпеливыми к тому, что беспилотники ездят с излишней осторожностью;
  • быть бдительными в любых нестандартных ситуациях;
  • не пытаться установить социальный контакт с беспилотниками;
  • знать способы связи с Cruise и Waymo, чтобы сообщать им о вышедших из строя автомобилях;
  • по возможности хотя бы раз проехать в машине без водителя: это придает уверенности в том, что технология безопасна.

Кто возит пассажиров без водителей — и попадают ли беспилотные автомобили в аварии

Беспилотные такси в Сан-Франциско в основном управляются Cruise и Waymo — стартапами, которые принадлежат крупным корпорациям.

Cruise

Cruise, который основали Кайл Войт и Дэн Кан, появился в 2013 году. Спустя два года транспортный департамент штата Калифорния разрешил компании тестировать беспилотные такси. Еще менее чем через год автомобильный гигант General Motors приобрел Cruise, заплатив, по данным журнала Fortune, около миллиарда долларов.

К 2021 году, после инвестиций Honda, венчурного фонда SoftBank Vision Fund и других компаний, рыночная оценка Cruise достигла 30 миллиардов долларов. В том же году стартап получил разрешение на перевозку пассажиров. Кайл Войт был первым, кто публично прокатился в автомобиле с пустым водительским сиденьем.

В феврале 2022 года Cruise стала перевозить пассажиров на беспилотных автомобилях — но только в темное время суток и лишь в некоторых районах Сан-Франциско. В июне 2022-го эти поездки стали платными, к декабрю они охватили около трети города. Всего за прошлый год автономные машины Cruise проехали больше миллиона километров по улицам калифорнийского города. При этом автопарк остается небольшим — 300 такси по состоянию на март 2023 года. С учетом других городов компания планирует увеличить количество своих беспилотных машин до пяти тысяч.

Пассажиры тестируют сервис Cruise
Cruise

Waymo

Основной конкурент Cruise в Сан-Франциско, Waymo, до 2016 года назывался Google Self-Driving Car Project — «проект самоуправляемых машин Google».

Основателями Waymo стали Себастьян Трун, директор лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета, один из создателей сервиса Google Street View, и разработчик Энтони Левандовски. К 2014 году автомобили компании проехали больше миллиона километров, в 2015-м состоялась первая полностью автономная поездка по дорогам общего пользования. Помимо Калифорнии, беспилотники тестировались в Аризоне, Мичигане и штате Вашингтон. В декабре 2018 года Waymo запустила коммерческую службу такси в Финиксе — и вскоре стала первой в мире компанией, перевозящей пассажиров на автономных транспортных средствах без водителя за рулем. В апреле 2021 года одним из руководителей проекта стал инженер и предприниматель Дмитрий Долгов, выпускник Московского физико-технического института.

Перевозки по улицам Сан-Франциско Waymo запустила в середине 2021 года. От водителей Waymo частично отказалась весной 2022 года, на несколько месяцев раньше, чем Cruise. В отличие от конкурента Waymo — по состоянию на апрель 2023 года — не взимает плату за поездки на беспилотных такси.

Желающим прокатиться на беспилотном транспорте необходимо скачать мобильное приложение Waymo или Cruise, добавиться в список ожидания (у Cruise он доступен в браузере) и ждать приглашения.

Waymo предлагает поездки бесплатно. Услуги Cruise стоят примерно столько же, сколько поездки на Uber. Изначальный тариф составляет пять долларов, дополнительно пассажиры платят 0,90 доллара за каждую милю (примерно 0,55 доллара за километр), 0,40 доллара за минуту и налог 1,5%.

* * *

Еще одна крупная компания из Сан-Франциско, которая активно занималась беспилотными разработками (и даже судилась с Waymo), — это Uber. Компания вложила в это направление больше миллиарда долларов. Как пишет The Guardian, в середине 2010-х Uber обгонял Google, Tesla и других гигантов на пути к созданию первого роботизированного такси. Планы перечеркнула смертельная авария в марте 2018 года: автомобиль Uber, ехавший на автопилоте, сбил жительницу города Темпе, штат Аризона. Она, везя велосипед, переходила дорогу в 100 метрах от зебры, а система не идентифицировала ее как пешехода. Uber прервал исследования в этой области, а в 2020 году продал подразделение, занимающееся разработкой автономного транспорта, стартапу Aurora.

Tesla Илона Маска пока не достигла заявленных целей по созданию беспилотных машин. Одним из препятствий стала крупная авария с летальным исходом, произошедшая 7 мая 2016 года: Tesla, двигаясь на автопилоте по штату Флорида, врезалась в грузовик; водитель электромобиля погиб. Сегодня владельцам Tesla доступны функции вроде «улучшенного автопилота» и «полного самоуправления», но даже при их активации производитель рекомендует водителям держать руки на руле. В противном случае система издаст звуковые предупреждения и, вероятно, выключит функцию.

Cruise и Waymo до сих пор избегали крупных аварий, хотя распространение беспилотников в Сан-Франциско привело к ряду мелких ДТП. Один из автомобилей Cruise 23 марта столкнулся с автобусом: система не смогла корректно предсказать поведение другого транспортного средства из-за того, что автобус был с «гармошкой», то есть состоял из двух частей. После этой аварии Cruise выпустила обновление программного обеспечения для всего беспилотного автопарка. По статистике Waymo, ее беспилотники стали причиной двух аварий и 18-ти «незначительных контактных происшествий».

Сотрудники Waymo настаивают, что их автономные машины представляют меньшую опасность, чем водители-люди, — и проводят исследования, чтобы это доказать. Так, компания сымитировала аварии с летальным исходом, происходившие в штате Аризона c 2008 по 2017 год, и показала, что, по мнению разработчиков, замена обычных машин автономным транспортом могла бы практически свести к нулю количество ДТП (или хотя бы смягчить их последствия).

Интервью с разработчиком беспилотных автомобилей

«Машины сами смогут договориться, кто когда проезжает» Дмитрий Полищук руководит беспилотными автомобилями «Яндекс.Такси». Он рассказал «Медузе», как они устроены

Интервью с разработчиком беспилотных автомобилей

«Машины сами смогут договориться, кто когда проезжает» Дмитрий Полищук руководит беспилотными автомобилями «Яндекс.Такси». Он рассказал «Медузе», как они устроены

«Медуза»