Перейти к материалам
Айван Райтман, 1984 год
истории

Айван Райтман снял «Охотников за привидениями», открыл миру Билла Мюррея и подарил Шварценеггеру его главные комедийные роли Рассказываем о режиссере, которого нам будет очень не хватать

Источник: Meduza
Айван Райтман, 1984 год
Айван Райтман, 1984 год
Hilaria McCarthy / Daily Express / Hulton Archive /Getty Images

12 февраля в возрасте 75 лет умер канадский режиссер Айван Райтман — один из самых успешных голливудских комедиографов, создатель франшизы «Охотники за привидениями», человек, который открыл для кино Билла Мюррея и увидел в Арнольде Шварценеггере близнеца Дэнни Де Вито, воспитателя детского сада и беременного ученого. Михаил Моркин вспоминает фильмографию постановщика, который придумал идеальный рецепт современных комедийных блокбастеров. 

Ужасы Канады

Как и другие популярные комедиографы 1980-х Джон Лэндис («Американский оборотень в Париже», «Братья Блюз») и Боб Кларк («Черное Рождество», «Порки»), Айван Райтман начал карьеру в ужасах.

В 1973 году он снял независимую эксплуатационную комедию «Девушки-каннибалы», где комик Юджин Леви — будущий папа Джима из «Американских пирогов» и миллиардер Джонни Роуз из хитового сериала «Шиттс Крик» — играл странствующего гитариста-хиппи. Вместе с подругой он застревал в городке Фарнхэмвилле в Онтарио, который довели до полного безумия местный священник и трио людоедок-нимфоманок. Это типичное кино для грайндхауса, снятое в духе «Двух тысяч маньяков» короля расчлененки Гершела Гордона Льюиса, принесло исполнителям главных ролей премии престижного смотра в Сиджесе. Уже в этой работе Райтман проявил себя как комедиограф, подшучивая над жанровыми клише и жизнью в тихом канадском пригороде. 

Юджин Леви и Андреа Мартин в комедии«Девушки-каннибалы». 1973 год
Courtesy Everett Collection / Vida Press

Однако в историю жанра ужасов Райтман вошел благодаря знаменитому соотечественнику Дэвиду Кроненбергу. Он спродюсировал два ранних боди-хоррора режиссера: «Судороги» (1977) и «Бешеная» (1977). Первый рассказывал о паразитах, которые превратили в сексуальных маньяков и убийц обитателей многоквартирной высотки. Второй был о женщине, у которой после экспериментальной операции вырос кровососущий клитор в подмышке. Оба фильма получили ценные призы в Сиджесе, шокировали публику и привели критиков в восторг. При этом они стали настоящими хитами в Канаде, где в 1970-х кинобизнес только начинал зарождаться. Именно Райтман предложил взять на главную роль в «Бешеной» известную порноактрису Мэрилин Чемберс, что, вероятно, и обеспечило фильму успех.  

Знакомство с Биллом Мюрреем и Харольдом Рэмисом

Однако настоящий продюсерский успех Райтману принесла комедия «Зверинец» (1978), снятая вместе с популярным юмористическим журналом National Lampoon. Писать сценарий Райтман позвал Харольда Рэмиса, а режиссерское место отдал Джону Лэндису, на тот момент снявшему лишь комедии «Банановый монстр» и «Солянка по-кентуккийски».

«Зверинец» рассказывал о безумных выходках студенческого братства в кампусе вымышленного Университета Фарбер. В СССР и России фильм остался почти без внимания, но в США он на какое-то время стал самой кассовой комедией в истории, собрав безумные по тем временам 140 миллионов долларов. По сборам в 1978-м фильм уступил лишь «Супермену» и «Бриолину». Рекорд фильма был побит лишь через шесть лет — «Охотниками за привидениями», над которыми также работали Райтман и Рэмис. 

Билл Мюррей в фильме «Фрикадельки». 1979 год
Haliburton / Cfdc / Shutterstock / Vida Press

Спустя год Райтман решил вернуться в режиссуру и повторить успех «Зверинца» с «Фрикадельками» — историей о детском лагере, в которой звезда Saturday Night Live Билл Мюррей впервые сыграл главную роль в кино. Весь фильм дети влюбляются, учатся верить в себя, соревнуются с хулиганами из другого лагеря и издеваются над директором, а их смешной вожатый отказывается вести себя как взрослый.

Экранный образ Мюррея в этом фильме еще до конца не оформился, но его уже можно различить: по импровизированным шуткам и предельной невозмутимости актера. «Фрикадельки» намеренно лишены цинизма, похабности и безбашенности «Зверинца», но все равно стали хитом у американской публики, хоть и собрали в прокате в два раза меньше. Уже тут проявилась главная черта Райтмана-режиссера — постоянное обращение к семейной аудитории.

Но были и исключения из этого правила. Например, «Добровольцы поневоле» — шумная военная комедия, в которой герои Билла Мюррея и Харольда Рэмиса, разочаровавшись в своей жизни, отправляются в армию. Там они сводят с ума своими выходками весь взвод, а в финале вторгаются в Чехословакию и сражаются с советской армией (из Чехословакии эмигрировали родители Райтмана: пережившая Освенцим мама и отец, бывший участником Сопротивления). Комедия вновь стала успешной и в 1981-м замкнула пятерку самых кассовых фильмов года. 

Who Ya Gonna Call?

Уже через три года Райтман оказался на втором месте этого топа — с «Охотниками за привидениями». История о трех эксцентричных парапсихологах (их сыграли Мюррей и авторы сценария — Дэн Эйкройд и Харольд Рэмис), которые открывают бизнес по ловле призраков в Нью-Йорке, — самая успешная режиссерская работа Райтмана. Комедия прочно вошла в историю поп-культуры и дала начало многомиллиардной франшизе, в которую вошли четыре фильма, мультсериалы, видеоигры, аттракционы и комиксы.

Райтману удалось создать блокбастер, в котором были все жанры одновременно: тут и комедия, и ужасы, и сайфай, и триллер с ромкомом. Причем хоррор-составляющая впечатлила даже режиссера «Челюстей» Стивена Спилберга, который назвал сцену с привидением в библиотеке одной из самых страшных в истории кино.

Многие режиссеры впоследствии пытались повторить пропорции райтмановских ингредиентов. Кому-то удавалось (как в фильме «Люди в черном» или «Семейке Аддамс»), кому-то не очень («Призрачный патруль», «Пиксели»). Даже сам Райтман в 2001-м попробовал превзойти самого себя с «Эволюцией», в которой ученые (среди них Дэвид Духовны и Джулианна Мур) сражались с инопланетянами. Не вышло.

«Охотники за привидениями». 1984 год
ddp images / Vida Press

Поставив в 1989-м сиквел «Охотников» — менее удачный у критиков и зрителей, — Райтман предпочел оставаться в своей франшизе продюсером. В 2016-м — уже после смерти Рамиса — студия Sony сняла гендерно-перевернутый ребут комедии. Фильм безнадежно провалился в прокате, и едва ли существует другой ремейк, который столь же яростно уничтожали поклонники франшизы.

Спустя пять лет зрители получили еще один ностальгический сиквел в виде «Наследников», которых снял сын режиссера Джейсон Райтман. Третьи «Охотники за привидениями», в съемках которых Айван Райтман активно участвовал, не только стали запоздалым прощанием с Харольдом Рэмисом (герой Игон Спенглер появляется в фильме в виде немого призрака и играет важную роль в сюжете), но и ранними проводами самого режиссера, который умер спустя три месяца после премьеры. Как и фильмы самого Райтмана в свое время, «Наследники» ушли от зачастую грубого и пошловатого юмора оригинала, задним числом превратив серию в эмоциональную историю о воссоединении семьи.

Трилогия о семейных ценностях со Шварценеггером 

После «Терминатора», «Коммандо» и «Хищника» Арнольд Шварценеггер решил показать свой актерский талант с новой стороны — сняться в комедии. Студии отказывались видеть комика в герое боевиков, но Айван Райтман его разглядел.

Так появились «Близнецы» (1988) — бадди-муви о двух братьях — наивном и чувствительном качке (Шварценеггер) и маленьком прохиндее (Дэнни Де Вито), — которые появились на свет в результате сомнительного генетического эксперимента и тут же были разлучены на 30 лет. Доброе кино в духе французских комедий с Ришаром и Депардье (в 1997-м Райтман неудачно переснимет их «Папаш») в очередной раз рассказывало о семейных ценностях и братской любви. Неожиданно этот фильм стал самым кассовым в списке работ Шварценеггера в 1980-х. 

Арнольд Шварценеггер и Дэнни Де Вито в фильме «Близнецы». 1988 год
Universal / Kobal / Shutterstock / Vida Press

Спустя два года последовал еще один фильм со Шварценеггером — боевик для всей семьи «Детсадовский полицейский». Детектив Джон Кимбл, притворяясь воспитателем, должен поймать наркоторговца, который хочет похитить своего сына у бывшей жены. Здесь Райтман снова мастерски объединяет жанры: экшен, детектив, мелодрама, семейная комедия.

Сценаристы не забывают придумать экшен-звезде запоминающиеся короткие шутки: «Iʼm the party pooper», «Itʼs not a tumor», «Who is your daddy and what does he do?». Но в то же время Железный Арни доказывает здесь, что в его актерском арсенале гораздо больше красок, чем все привыкли думать. В этой картине впервые у шварценеггеровского героя появляется развитие: из неприятного и циничного мужлана детектив Джон Кимбл медленно превращается в чувствительного и внимательного персонажа.

Эксперименты с маскулинностью Шварценеггера достигают апогея в медицинской фантастике «Джуниор», где его герой, отзывчивый и одинокий ученый-генетик Алекс Хесс, решает самостоятельно выносить ребенка, чтобы доказать безопасность своего лекарства от бесплодия (тут стоит вспомнить, что «Близнецы» тоже начались с генетического эксперимента, в ходе которого его участница родила сразу от шестерых человек).

Для этого его друг-гинеколог Ларри Арбогаст (снова Дэнни Де Вито) пересаживает ему оплодотворенную яйцеклетку их коллеги-генетика Дианы Реддин (Эмма Томпсон). Беременность заставляет Алекса Хесса задуматься об одиночестве и переживать трансформацию тела. Возможно, фильм задумывался как простая шутка: «Шварценеггер ждет ребенка». Однако спустя почти 30 лет в нем все еще можно найти прогрессивные выводы о том, какими разными могут быть семьи и роли родителей в них. Кстати, все три фильма Райтмана со Шварценеггером заканчиваются будто под копирку: герои обретают семейное счастье. 

Эмма Томпсон и Арнольд Шварценеггер в фильме «Джуниор». 1994 год
Universal / Kobal / Shutterstock / Vida Press

Поздние работы 

Кроме фильмов Кроненберга, у Райтмана было еще несколько успешных продюсерских проектов. В 1990-х он участвовал в создании дилогии об огромном сенбернаре «Бетховен» (сценарий первого фильма написал другой великий комедиограф 1980-х — Джон Хьюз) и баскетбольно-анимационном капустнике «Космический джем» с Багзом Банни и Майклом Джорданом.

В нулевых Райтман открыл в документалисте Тодде Филлипсе одного из главных американских комедиографов ХХI века. Так появились первые хиты будущего режиссера «Джокера»: «Дорожное путешествие» и «Старая закалка». В 2010-м трагикомедия Джейсона Райтмана «Мне бы в небо» с Джорджем Клуни принесла его отцу-продюсеру первую и последнюю номинацию на «Оскар» в карьере. 

Айван Райтман и Джейсон Райтман. Февраль 2010 года
Kevin Winter / Getty Images

Увы, режиссерские проекты самого Райтмана в то же время проваливались. Супергеройская комедия «Моя супербывшая» (2005), в которой постановщик вновь играл с гендерными стереотипами и спецэффектами, опередила свое время — уже лет через десять супервумен Ума Турман, мстящая партнеру за то, что он ее бросил, нашла бы свою аудиторию.

Последней режиссерской работой Райтмана стал спортивный фильм с Кевином Костнером об американском футболе «День драфта» — единственная драма в райтмановской фильмографии тихо прошла в кинотеатрах в 2014-м.

В жанре комедии мало кому удавалось сохранять актуальность так долго, как Райтману: большинство его коллег-сверстников утратили оригинальность еще в прошлом веке. Он же по-прежнему продолжал смешить зрителей мультиплексов оригинальными и неглупыми находками, которые продолжают жить в зрительской памяти, как привидения в ловушках охотников. 

Михаил Моркин