Перейти к материалам
истории

Вышел ремейк «Мафии» — одной из самых важных игр начала 2000-х Он получился зрелищным и даже слишком красивым, но все-таки устаревшим (хотя и в этом есть плюсы!)

Источник: Meduza
Hangar 13

На PS4, Xbox One и компьютерах 25 сентября вышла Mafia: Definitive Edition. Это ремейк важнейшей игры 2002 года, которая в свое время была очень популярна в России — настолько, что предприимчивые школьники строили бизнес по платному прохождению самых сложных миссий. Улучшенной версией «Мафии» занималась студия Hangar 13, отвечавшая за разработку Mafia 3. Журналист «Медузы» Максим Иванов рассказывает, чем хороша обновленная версия «Мафии», и в чем Definitive Edition так и осталась безнадежно устаревшей.

Действие игры происходит в Америке 1930 годов, во время Великой депрессии и сухого закона

Главный герой — таксист Томми Анджело. По воле случая его втягивают в разборки двух мафиозных семей, которые делят вымышленный город Лост-Хевен, местную версию Чикаго.

Это красивая история в духе фильмов Мартина Скорсезе: Томми постепенно поднимается вверх по карьерной лестнице, заводит новых друзей, семью (настоящую, не криминальную) и, разумеется, врагов. Он перевоплощается из добропорядочного бедняка в приодетого костолома, а после — в стукача, который пытается спасти себя, свою жену и дочь, сдав ближайших соратников.

В центре истории — щеголеватые мафиози в дорогих костюмах. Они воюют друг с другом, продают алкоголь из-под полы и продолжают богатеть, несмотря на экономический упадок в стране. Звучат традиционные разговоры о семье и чести, даже если главные герои при этом просто машут битами в подворотне.

Все повествование выстраивается через рамочную композицию: Томми пересказывает историю своей жизни полицейскому, который, как надеется главный герой, поможет ему выйти из игры.

IGN

В «Мафии» все ездят на классических (и чуть неповоротливых) автомобилях, которые так непохожи на машины из других видеоигр о более поздних эпохах

Машины отличаются не только внешне, но и на уровне ощущений: в «Мафии» они управляются совсем иначе, особенно если включить режим вождения «симулятор», в котором автомобили ведут себя наиболее реалистично.

Конечно, тут нельзя не упомянуть знаменитую гонку в оригинальной игре, за прохождение которой российские школьники в начале 2000-х платили друг другу деньги, настолько она была сложной. По сюжету, главный герой подменяет профессионального гонщика, на которого в соревновании поставили все его друзья-мафиози. В ремейке миссию с гонкой упростили, хотя в режиме «симулятор» (он получился максимально близким к уровню сложности из оригинальной Mafia) на прохождение заезда можно потратить час, а то и два-три.

Hangar 13
Hangar 13

Для полного погружения при езде по городу стоит изменить в настройках поведение полицейских, тогда они начнут внимательнее наблюдать за нарушениями на дороге — в том числе реагировать на превышение скорости. Игра предлагает пропускать необязательные поездки, чтобы сэкономить время, но в «Мафии» слишком приятно водить. Хочется просто наслаждаться видами Лост-Хэвена и его пригорода: в дождь, на закате и солнечную погоду.

Не зря ремейк «Мафии» начинается с пролета камеры по оживленным улицам — сразу понимаешь, как много всего пришлось переделать разработчикам, чтобы город из игры 2002 года выглядел так красиво.

Ремейк «Мафии» резко отличается от современных игр с открытым миром своим устаревшим подходом к разработке. В этом много плюсов

Ремейк, как и оригинальная игра, сюжетоцентричен. История здесь на первом месте, все остальное сформулировано под ее влиянием, начиная с миссий и заканчивая устройством Лост-Хэвена.

Удивительно, но в 2020 году такой подход кажется чем-то свежим. Игры с открытым миром вроде последних выпусков Assassinʼs Creed в первую очередь озабочены так называемой геймплейной петлей — то есть активностями, которыми будет заниматься игрок во время изучения мира. Это могут быть побочные миссии, поиск коллекционных предметов и, допустим, случайные встречи с врагами. При такой философии игрового дизайна сюжет обычно отходит на задний план, что прекрасно видно по тем же Assassinʼs Creed.

Hangar 13

«Мафии» же не слишком интересен открытый мир и дополнительные активности. Скорее, это очень дорогие декорации для сюжетных миссий. В ремейке, кстати, сохранили все основные сюжетные миссии, хотя переписали диалоги и переделали отдельные сцены из оригинала.

В итоге игра, которая еще в 2002 году вполне успешно изображала из себя гангстерский блокбастер, стала еще более кинематографичной и зрелищной. В ремейке поменяли весь актерский состав, участвовавший в озвучке оригинальной игры, но новые актеры во многом справляются даже лучше. В том числе из-за все тех же переписанных диалогов, в которые добавили эмоций. К тому же, при создании ремейка использовали технологию захвата движений, то есть мимику и движения актеров максимально точно перенесли на экран.

А еще такое внимание к сюжету позволило как следует продумать миссии. И вроде бы во всех занимаешься примерно одним и тем же — стрельбой и вождением, но контекст и декорации всегда разные. Вот Томми дождливой ночью в грозу отстреливается от полицейских на ферме, где должен был принять очередную партию контрафактного алкоголя. А вот устраивает пальбу в церкви на похоронах мафиози из конкурентной семьи, после чего убегает по крышам соседних домов.

Словом, «Мафия» — это ровно та игра, которую нравится пересказывать друзьям. Потому что есть что пересказывать.

Hangar 13

Впрочем, некоторая олдскульность «Мафии» все-таки вредит

Стрелять тут попросту неинтересно. Враги плохо реагируют на попадания в разные части тела, а отдача при стрельбе почти не ощущается. При этом противники не обходят вас с разных сторон, а просто сидят в укрытии и ждут, пока к ним подойдут (хотя сами стреляют неестественно метко).

Похожая проблема с полицейскими на автомобилях — они вроде бы и преследуют тебя, но как-то лениво. Обмануть их и уехать в закат даже слишком легко. Другая проблема: рано или поздно хочется посмотреть, что игра предлагает помимо сюжетных заданий. В общем-то, ничего толком и не предлагает, хотя можно, к примеру, поохотиться за уникальными автомобилями, которые нужно пригнать в гараж.

Все это слегка портит впечатление, но не убивает удовольствия от ремейка. Просто потому что «Мафия» — это уникальная игра, которая предлагает то, чего не могут дать другие современные игры. И спустя 18 лет она стала только лучше, пусть и не во всем. Уже ради этого ремейку стоит дать шанс, тем более много времени он не займет — на прохождение уйдет всего 15-16 часов.

Максим Иванов