Перейти к материалам
истории

Пять причин для «Вражды» — лучшего сериала марта Зачем смотреть новое шоу Райана Мерфи, автора «Американской истории ужасов»?

Источник: Meduza
Фото: FX Networks

Главный сериал марта — «Вражда» с Джессикой Лэнг и Сьюзен Сарандон. На самом деле великих актрис в этом шоу даже четыре, потому что Лэнг играет Джоан Кроуфорд, а Сарандон — Бетт Дэвис. По просьбе «Медузы» кинокритик Егор Москвитин рассказывает, почему эту удивительную историю, созданную автором «Американской истории ужасов» Райаном Мерфи, нельзя пропустить.

Это новая антология Райана Мерфи

Американец Райан Мерфи, как и британец Чарли Брукер (автор «Черного зеркала»), пришел на телевидение из передовой либеральной прессы. Поэтому каждый его сериал нет-нет да и превращается в журналистское расследование и острый репортаж. «Части тела», в которых прекрасные женщины (и мужчины тоже) ложились под нож хирурга в погоне за глянцевым идеалом, — сериал про отношения американцев со своим телом. «Хор» — исследование динамики малых групп. Антология «Американская история ужасов» — исследование вообще всего, причем в этом сериале Мерфи смог зашифровать даже те темы, которые ему не дали реализовать в закрытых проектах «Красавец/милашка» и «Open» (выпущены только пилоты; в первом шоу главный герой — транссексуал, второй сериал исследовал темы сексуальности и моногамии). В прошлом году при продюсерской поддержке Мерфи вышел хит «Американская история преступлений» — реконструкция знаменитого суда над спортсменом О. Джеем Симпсоном. В основе следующих сезонов обеих «Американских историй» будут лежать новые сюжеты.

Из этой кинобиографии видно, что длинные сериалы с горизонтальной драматургией Мерфи уже не интересны, а вот по публицистике он скучает все больше. Поэтому «Вражда» тоже будет антологией — сборником историй о страстях великих людей. В следующем сезоне речь пойдет, например, о принцессе Диане и принце Чарльзе. А первый выпуск носит подзаголовок «Бетт и Джоан» — и посвящается дуэли двух легендарных актрис.

Это сериал о магии Голливуда

«Вражда» ничего не придумывает: в 1962 году голливудские звезды Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис, чьи карьеры уже пошли на спад, объединились, чтобы сыграть в фильме «Что случилось с Бэби Джейн?» Зрителям сериала лучше даже не знать, был ли фильм снят и что о нем думали критики, поэтому ограничимся лишь синопсисом. Джейн и Бланш — две актрисы-сестры, соперничающие с ранних лет, — встречают старость вместе, в одном особняке. Мечты обеих разбиты, а ненависть друг к другу то и дело выливается в жестокие потасовки. «Что случилось с Бэби Джейн?» — никакая не комедия, а настоящий черно-белый триллер, в котором героини оказываются в инвалидных колясках, сходят с ума и снимают друг с друга скальпы.

Feud FX

«Вражда» воссоздает атмосферу съемок этого фильма, если верить киноведам, довольно дотошно, при этом Райан Мерфи совсем не похож на тех очарованных Голливудом авторов, которые писали «Ла-Ла Ленд», «Артиста» и «Чикаго». Мерфи остр на язык и беспощаден, поэтому преклонение перед легендами кино не мешает ему издеваться над изъянами индустрии. Первая же серия «Вражды» — это глянцевый журнал, полный сплетен, из которого зритель узнает как занимательные истории о Голливуде, так и отвратительные. Из занимательного: оказывается, именно Кроуфорд и Дэвис произвели революцию в индустрии — они помогли звездам отменить своеобразное «крепостное право». На заре Голливуда актеры были жестко привязаны к киностудиям контрактами, но чем сильнее становился институт «celebrity», тем меньше знаменитости зависели от продюсеров. Из отвратительного: истории, кто с кем спал.

Это история о гоголевских персонажах, оказавшихся в Голливуде

Киноведы спорят, действительно ли Кроуфорд и Дэвис так сильно ненавидели друг друга на съемках «Что случилось с Бэби Джейн?» или это было лишь частью рекламной кампании. Из сериала следует, что даже за самыми возвышенными побуждениями актрис часто стояли меркантильные расчеты (и они этого, конечно, не замечали), так что верно, видимо, и то, и другое. Вражда актрис со стороны кажется гоголевской комедией о поссорившихся соседях, но гены «Американской истории ужасов» дают о себе знать: от каждой сцены веет не только иронией, но и опасностью. Сарандон и Лэнг играют соперниц с такой ожесточенностью и одержимостью, что кажется, будто круг обязательно замкнется. И лет через тридцать выйдет фильм или сериал о том, как эти две актрисы сами возненавидели друг друга. А потом это проклятье передастся кому-нибудь еще, и в Голливуде наконец-то появится франшиза, которую будет не скучно смотреть.

«Вражда» — фестиваль пародий и камео

Известные актеры, ненадолго ворвавшиеся в кадр, чтобы изобразить других известных актеров, — это зрелище, которое канал FX мог бы продавать отдельно. Феноменальная Кэти Бейтс (постоянный резидент «Американской истории ужасов» и обладательница «Оскара» за главную роль в «Мизери» по Стивену Кингу) появляется на пару минут, чтобы спародировать звезду 30-х Джоан Блонделл, — и успевает за это время составить такой портрет легенды, что потомки могли бы задуматься о суде. Кэтрин Зета-Джонс перевоплощается в Оливию де Хэвилленд — актрису, которой 1 июля исполнится 101 год. А Сара Полсон, звезда всех «Американских историй», играет Джеральдину Пейдж, получившую «Оскар» с восьмой попытки — как и Аль Пачино. А Стэнли Туччи изображает продюсера Джека Уорнера — одного из тех самых Warner Brothers. И в его исполнении голливудский властелин кажется отражением Дональда Трампа — но это не столько совпадение, сколько архетип пассионарного бизнесмена.

Третью по важности роль во «Вражде» играет Альфред Молина. Его персонаж — режиссер Роберт Олдрич, который на съемках «Что случилось с Бэби Джейн?» оказался в том же пленительном аду, в каком жил Федерико Феллини. Рядом — настоящие богини, но чтобы они не испепелили всю съемочную площадку, их гнев, совсем как огонь артиллерии, все время приходится вызывать на себя. В фильме «Крестный отец» говорилось, что сицилийские женщины опасны, как заряженные дробовики. В Калифорнии похожий климат.

Но главная причина — Сарандон и Лэнг

Сьюзен Сарандон всегда была командным игроком — что в «Тельме и Луизе», что в «Мачехе». Джессика Лэнг, напротив, в любом фильме играет королеву улья. Так вот: следить за их столкновением и партнерством во «Вражде» — удовольствие, которое в этом году пока еще не подарил зрителям ни один кинодуэт.

Егор Москвитин