Как стать автором
Обновить

Про МИС, которую мы заслужили

Время на прочтение5 мин
Количество просмотров9K

Интро.

Данное размышление является логическим продолжением моей первой статьи про информатизацию в здравоохранении. В тех медицинских информационных системах (МИС), которые создаются и внедряются в настоящее время, есть один существенны недостаток: в их разработке никак не участвуют те, для кого они создаются – врачи. То есть получается парадоксальный факт: МИС создана программистом по заданию министра, который в таких программах ни разу не работал. Разумеется, речь идёт о государственном сегменте, у частников ситуация несколько лучше, хотя тоже далека от идеала.

Понимая эту ситуацию, я решил поразмышлять, что бы мне, как практикующему терапевту в государственном учреждении, хотелось бы видеть в такой программе. Не претендую на абсолютность, но буду опираться на знание «изнанки» приема врача и опыт работы с медицинской информационной системой.

Интерфейс.

От визуала нашей гипотетической программы хотелось бы получить прежде всего гибкость. Дело в том, что у разных врачей могут быть различные потребности в расположении элементов в окне программы, да и просто кому-то может быть удобен интерфейс «старого» образца, а для других это может выглядеть архаизмом. Поэтому, на мой взгляд, оптимальным решением должна стать модульная система, где у каждого модуля есть место по-умолчанию, которое легко можно изменить.

Повторюсь, сейчас я рассматриваю интерфейс именно с точки зрения пользователя-врача, особенно тех, кто не слишком уверенно работает с ПК. Исходя из этого, процесс настройки рабочего окна должен быть максимально упрощён, а вариант «по-умолчанию» приближён к «среднеудобному» варианту.

Далее: здравый минимализм. Чем меньше загружено основное окно программы, тем лучше. Нет хуже ситуации, когда врач теряется в куче ссылок, кнопок и значков, далеко не всегда очевидно расположенных и подписанных. И вместо того, чтобы уделять внимание пациенту, доктор судорожно выискивает в куче кнопочек нужную. Однако при этом не хотелось бы видеть большое количество аббревиатур и сокращений, все же, чтобы учить сокращения, тоже нужно время.

Большое количество сложностей вызывает обилие отчетов и шаблонов, создаваемых пользователями. Тот факт, что врачам нужно дать возможность писать для себя шаблоны документации, накладывает на администратора серьезную задачу по ее структуризации и разбору. Все файлы, создаваемые пользователем, должны в обязательном порядке модерироваться и располагаться в строго определенном логикой программы месте.

Часто используемые действия, шаблоны и прочее отлично было бы расположить в отдельной, обновляемой панели для быстрого доступа.

С точки зрения удобства неплохое решение разбить все рабочие зоны на модули, с возможностью перехода одного и того же пациента из модуля в модуль. Например, пациент пришёл на приём к терапевту, который направил его на госпитализацию в дневной стационар. Нужно, чтобы из приема можно было заполнить необходимые документы и сразу завести историю болезни стационара. Особенно удобно, если осмотр на приёме можно подтянуть как первичный осмотр врача в приемном покое (для дневного стационара очень актуально).

Особым моим желанием давно является просмотр амбулаторной карты пациента в режиме «ленты» или pdf-документа. То есть, проще говоря, хочется возможность пролистать амбулаторную карту в хронологическом порядке, как если бы листали бумажную. Это важно, потому что узкие специалисты также могут консультировать пациента и делать записи в карте и нужно видеть картину целиком. Также представление анализов в виде общей таблицы за все года или за выбранный период существенно упростит диагностику, потому что максимум информации из анализов можно извлечь именно в сравнении.

Функционал.

О функционале можно говорить долго, что-то уже реализовано в МИС, что-то никогда не будет, в силу сложности и финансовой затратности. Однако, мы же фантазируем по Удобной Программе, поэтому продолжим.

Общая база данных пациентов обязательно должна быть индексирована, поиск по ФИО, СНИЛС, паспортным данным, прописке, адресу проживания, «умная» сортировка по возрасту (особенно для профосмотров и диспансеризации), алфавиту, дате рождения и прочее также упростит рутинную работу, которую часто врачи выполняют вручную, предварительно выгрузив нужные данные в Excel, например. Причём нужно предусмотреть обходной механизм при совпадении ФИО, иначе на некоторые сочетания список получается на несколько сотен человек.

Маленькая хитрость из опыта пользования нашей МИС: для того, чтобы с достаточной точностью определить человека, достаточно трёх первых букв фамилии, имени и отчества, а иногда даже меньше. Справедливо если ФИО не слишком распространённое. К примеру, Васильков Вениамин Полиэктович найдётся по меньшему количеству букв, чем Смирнов Николай Владимирович (имена придуманы только для примера и любые совпадения с реальными людьми случайны и носят непреднамеренный характер). Может кому пригодится.

Далее. Выгрузки и отчеты. Для врача совершенно не нужны выгрузки, содержащие паспортные данные, полисы, СНИЛСы и прочую документацию. А вот отчёт по заболеваниям будет востребован чрезвычайно. Для участковой службы необходимы отчеты по участку, с данными по количеству, составу и заболеваемости, формализованные годовые отчеты согласно приказам Минздрава и локальным актам и прочие отчеты, которых тонна на месяц, квартал, год. Данный функционал, разумеется, невозможен без амбулаторной карты, с большим количеством уточняемых данных. Как запросить всю необходимую для работы информацию – идей нет – объём огромный, времени на приёме и в регистратуре мало.

От окна осмотра нужна возможность быстрого доступа в различные модули программы: больничные листы, анализы, обследования, консультации. Поиск и фильтрация по консультациям нужны обе: ввести «невролог» и вывести все осмотры невролога за диапазон дат.

По функционалу, конечно, можно много ещё чего хотеть, но самое главное, на самом деле, это активность разработчиков и пользователей. Тем больше обратной связи, тем легче программисту понять, что, собственно, происходит на приёме и что врачу нужно, а что нет.

Отдельно хочу сказать по интеграцию. Обязательно должна быть налаженная внутренняя локальная сеть с единым сервером, чтобы, даже в случае перебоев со связью из центра, работа больницы не вставала. В общей локалке должны быть доступны рентгеновские обследования, анализы, результаты консультаций и прочее.

Заключение.

Статья получилась довольно сумбурной и длинноватой, однако я хотел донести только то, что пока в команде разработчиков медицинской системы не появятся практикующие врачи и наоборот, в медучреждениях крепкие программисты, дело информатизации здравоохранения будет топтаться на месте. Здесь, в тексте, я позволил себе подумать, что именно я хочу видеть у себя на рабочем столе, запуская программу. Не написал многое из пришедшего в голову: таймер приема с отсечкой на пациента, ежедневник с напоминаниями, внутренний чат, да многого ещё хочется, на самом деле. Также здесь я преднамеренно не касался других аспектов МИС, которые необходимы, но к работе врача на приёме отношения не имеют: бухгалтерия, статистика, управление, администрирование – все это должно быть и должно безукоризненно работать. Почему? Потому что все это не для отчета, не для министров, даже не для врача – все это делается для блага пациента, как бы пафосно это на звучало. Если иначе – в топку такие нововведения!

Если вдруг кто-то захочет помирить программистов с врачами и написать рациональную МИС, прошу не стесняться и писать мне - с удовольствием поучаствую как в некоммерческом, так и в коммерческом мероприятии.

 

 

 

Теги:
Хабы:
Если эта публикация вас вдохновила и вы хотите поддержать автора — не стесняйтесь нажать на кнопку
Всего голосов 5: ↑5 и ↓0+5
Комментарии89

Публикации

Истории

Работа

Ближайшие события