Как стать автором
Обновить

Ракета-носитель сверхлегкого класса

Время на прочтение10 мин
Количество просмотров8.6K

Начнем

Задача снижения стоимости вывода полезной нагрузки в данный момент остро стоит во всем мире. Уже сейчас за рубежом активными темпами набирает популярность организация частных космических предприятий, благодаря которым наблюдаются позитивные тенденции в области снижения стоимости пусков на международном рынке по выведению на орбиту космических аппаратов (КА). Если рассматривать КА с точки зрения средств выведения, то есть как полезную нагрузку ракеты-носителя (РН), то КА будет классифицироваться по массогабаритным характеристикам и высотой опорной орбиты, на которую его необходимо вывести. Наблюдаемая в настоящее время тенденция к уменьшению веса и габаритов космических аппаратов наряду с увеличением количества малых космических аппаратов (МКА) [1] объясняется не только низкой стоимостью изготовления и запуска, но и сравнительно малыми сроками разработки, а также возможностью решения разнообразных задач в интересах бизнеса и науки [2]. Общее понятие МКА довольное широкое: в него входят все искусственные спутники массой от 0.5 кг. до 1 тонны. Наиболее перспективным и в данный момент активно развивающимся направлением является формат МКА типа CubeSat. В настоящий момент выведенное, а также прогнозируемое количество CubeSat приведено на рисунок 1

Рисунок 1. Тенденции развития МКА [3]
Рисунок 1. Тенденции развития МКА [3]

Необходимо также принимать во внимание планы развертывания многоспутниковых группировок, прежде всего низкоорбитальных космических систем широкополосной связи, которые в ближайшие 10 лет могут насчитывать более 16 000 малых космических аппаратов класса мини, массой до 300–400 кг. Для осуществления поддержания группировок будут необходимы легкие РН [4], рассчитанные на выведение на низкую околоземную орбиту полезной нагрузки массой от единиц килограммов до 500 килограммов. К таким носителям будут предъявляться требования минимальной стоимости и высокой оперативности пуска. Отличительная особенность группировок малых КА – низкие сроки жизни отдельных спутников на НОО из-за ускоренного по сравнению с более тяжелыми спутниками затухания орбиты и постепенной деградации применяемой при их создании промышленной и потребительской электроники. Поскольку все проектно-конструктивные параметры РН взаимосвязаны, минимизация стоимости пуска РН с технико-экономической точки зрения может быть достигнута за счет использования более современных технологий изготовления элементов РН (применение аддитивных технологий), применения доступных на рынке потребительских и промышленных узлов и агрегатов (особенно это актуально при разработке систем управления) повышением энергомассового совершенства, частичной замены натурных испытаний виртуальными при изготовлении конструкции, а также повторным использованием агрегатов РН.

На основе анализа рынка спутников сформированы следующие требования к перспективной РН:

  • масса полезной нагрузки: 250 кг;

  • целевая орбита: 500 км.

Кроме того, с учётом опыта ведущих зарубежных частных космических компаний (Space X, Blue Origin и др.) а также, исходя из интересов долгосрочного перспективного развития космической отрасли, требующих кардинального снижения стоимости запуска полезной нагрузки, было решено рассматривать вариант частично-многоразовой РН. Варианты полностью многоразовой системы, такие как воздушный старт + воздушно-космический самолёт и одноступенчатая РН, были отброшены в связи с высоким техническим риском. Более перспективными были признаны варианты системы с возвращаемой первой ступенью.

Рассмотрим варианты компоновок РН см. рисунок 2.

  • Тандемная схема (у которой ступени расположены одна за другой и работают в полёте поочерёдно)

  • Пакетная схема (несколько блоков, расположенных параллельно и относящихся к разным ступеням, работают в полёте одновременно)

Рисунок 2. Варианты компоновок РН
Рисунок 2. Варианты компоновок РН

Вариантов реализации "многоразовости" для данных компоновок немного, как правило, рассматривается тандемная схема с многоразовой первой ступенью (как у Falcon 9), или пакетная схема с многоразовыми боковыми блоками (как у гипотетической Энергии – 2), Однако, нам показалось, что при решении такой нетривиальной задачи стоит смотреть на вопрос более широко не ограничиваясь только классическими вариантами компоновки одноразовых РН. И в пакетной, и в тандемной схеме вторая ступень при выведении нагружается аэродинамическими усилиями и нагревом, хотя ее рабочий участок пролегает в разреженных верхних слоях атмосферы. Можно выиграть в массовых характеристиках, отказавшись от теплозащитного покрытия и уменьшив толщину обшивки баков и адаптера, если разместить вторую ступень в отсеке первой ступени, защитив конструкцию второй ступени от теплового и силового воздействия атмосферы. Проанализировав в первом приближении баллистические и массовые характеристики РН для траекторий выведения полезной нагрузки массой 250 кг на опорную орбиту 500 км мы пришли к выводу, что оптимальная масса второй ступени для двухступенчатой ракеты с такими характеристиками составляет менее 5-ти тонн, а её максимальные линейные размеры с учетом полезной нагрузки не превышают 6,5 метров в длине и 1,7 метра в ширине, что даёт некоторую свободу в выборе компоновки. Было решено отказаться от использования сбрасываемого обтекателя и полностью разместить вторую ступень внутри специального отсека первой ступени. Первую же ступень решено делать конической формы, так как такая форма, как известно, обеспечивает приемлемые аэродинамические характеристики в широком диапазоне чисел Маха. Для повышения аэродинамического качества и управляемости см. рисунок 3 у РН имеется цельноповоротное оперение, размещенное в носовой части, а также дополнительные аэродинамические поверхности, размещенные в хвостовой части.

Рассмотрим далее основные параметры и некоторые результаты.

Тактико-технические характеристики РН СЛК

На основе баллистического расчёта, сначала по формуле Циолковского, а потом по методике описанной в [8] проведены расчёты траектории выведения для указанной выше орбиты и ПН, получены следующие опорные характеристики РН СЛК:

Характеристики РН СЛК:

  • Количество ступеней: 2

  • Стартовая масса: 24,2 тонн

  • Топливо: керосин-кислород

  • Длинна: 15 метров

  • Максимальный мидель: 2,8 м.

Двигательные установки предлагается реализовывать методом аддитивных технологий (3D-печать из металла методом лазерного спекания тут описано) На первой и второй ступени используются одни и те же двигатели (широкодиапазонные), однако на второй ступени стоит вариант двигателя с увеличенным соплом. Основные характеристики двигательной установки:

  • Тяга 110,3 кН.

  • Удельный импульс 315 с для I ступени и 335 с для II ступени.

Массогабаритные характеристики РН СЛК

Изначально хотели расписать более подробно, как и из каких соображений оценивалась масса того или иного агрегата, элемента РН, но получается очень много текста, поэтому рассмотрим только систему управления, поскольку тут более творческий процесс, в плане поиска, подбора и закупок комплектующих. Бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) собирается на готовых технических решениях (серверная платформа класса 2U c установкой двух дублирующих процессоров), масса с учетом комплектующих - 25 кг (взята базовая модель 2U SuperMicro 2029P-C1R c начальным весом 17 кг). В качестве навигационной системы - БИНС с лазерными волоконно-оптическими гироскопами. Система посадки может включать в себя лазерный дальномер, комбинированный с FLIR-установкой

Источник тока. При удельной массе Li-ионных аккумуляторов в ~ 180 Вт-ч/к, номинальной длительности работы в 1 ч, потребляемой мощности БЦВМ в 800 Вт масса основного источника тока составляет 4.44 кг. Аккумулятор дублирован (+4.4 кг) плюс сделан запас на питание вспомогательных бортовых систем и подачу командных сигналов. Итого - 10 кг. Массы компонентов СУ округлялись до большего для учета непредсказуемых расходов массы (кабели и шлейфы, элементы закрепления в корпусе).

Теперь перейдем непосредственно к массовой сводке.

Составляющая РН

Масса кг.

ПН (КА)

250

СУ

25

Источники тока

10

Антенны

5

Адаптер (+ системы отделения спутника)

15

Приборный отсек

15

Система ориентации (баллоны, клапаны, сопловые блоки)

15

Газ системы ориентации

3,75

Топливо (RP + LOX) (II ступени)

3725

Топливные баки и система подачи (II ступени)

149

Маршевый ЖРД (II ступени)

170,5

Расходуемое топливо (II ступени)

3650,5

Масса в начале работы (II ступени)

4383,3

Масса в конце работы (II ступени)

730,9

Топливо (RP + LOX) (I ступени)

17500

Топливные баки и система подачи (I ступени)

787,5

Маршевый ЖРД (I ступень)

687,175

Расходуемое топливо (I ступени)

17150

ХО + оперение

250

Корпус с ТЗП (aeroshell)

650

Масса в начале работы

24258

Масса в конце работы

7107,9

Основные моменты рассмотрели, перейдем к трехмерной геометрической модели (было рассмотрено несколько вариантов аэродинамической компоновке, остановились на «утке» поскольку цельноповротные передние аэродинамические поверхности более эффективны на больший числах Маха, чем элевоны), а также рассмотрим некоторые результаты имитационного моделирования РН.

Рисунок 3. Облик РН СЛК
Рисунок 3. Облик РН СЛК

Расчёт аэродинамических характеристик (АДХ) возвращаемой ступени численными методами на основе сформированной 3D модели

Рисунок 4. Аэродинамические характеристики РН СЛК
Рисунок 4. Аэродинамические характеристики РН СЛК

Метод решения задач аэрогазодинамики основан на решении уравнений Навье-Стокса, которые описывают законы сохранения массы, импульса и энергии для потока жидкости. Решение уравнений проводится с помощью дискретного численного метода, основанного на методе конечного объёма. При расчёте аэродинамических характеристик (АДХ) использовали различные программные пакеты, в том числе и OpenFOAM, для получения более точного итогового результата АДХ, все полученные значения были усреднены. Расчет АДХ происходил в связанной системе координат при следующих условиях М = 0,5 h = 5 км, М = 4 h = 30 км, М = 8 h = 40 км (М - число Маха, h - высота). Результаты расчетов приведены на рисунке 4.

Циклограмма функционирования РН СЛК

  1.  РН стартует вертикально и начинает набор скорости до M~0.4 - 0.5.
    В это время выполняется маневр по крену (за счет отклонения аэродинамических органов управления) для достижения заданного азимута пуска рисунок 5.

  2. Спустя 15 секунд после отрыва от стартового стола начинается маневр в плоскости тангажа с отрицательным углом атаки, который продолжается 10секунд.

  3. После завершения маневра продолжается полет с набором высоты, скорости и уменьшением угла наклона траектории к местному горизонту. На110 секунде полета производится выключение 2 из 4 ЖРД первой ступени, чтобы снизить величины перегрузок в конце участка работы первой ступени.

  4. К 157 секунде полета ДУ первой ступени завершает работу, и начинается участок баллистической паузы (когда ракета летит по инерции) вплоть до выхода в точку отделения 2-ой ступени (~ 11 секунд).

  5. После отделения 2-ой ступени возвращаемая первая ступень совершает маневр ухода от второй ступени рисунок 8 на тяге двигателей ориентации, после чего ориентируется в направлении входа в атмосферу с большим углом атаки.

  6. После ухода на безопасное расстояние (еще ~ 5 секунд) вторая ступень выполняет первое включение ДУ и переходит на переходную эллиптическую орбиту. Второй импульс подается перед апогеем (~900-1000 секунд после старта) переходной орбиты и переводит ее в круговую рисунок 6.

  7. Первая ступень после краткого участка баллистического полета входит в плотные слои атмосферы с большим углом атаки (~ 20 градусом) и начинает аэродинамическое торможение. Боковой промах относительно платформы приземления выбирается маневром по крену. Поглощение излишней энергетики реализуется увеличением угла атаки до 40 - 50градусов (при этом снижается качество и в разы увеличивается коэффициент лобового сопротивления).

  8. Достигнув района размещения посадочной платформы, первая ступень совершает переворот с гашением скорости тягой ДУ и совершает посадку.

Рисунок 5. График выведения РН СЛК
Рисунок 5. График выведения РН СЛК
Рисунок 6. График выведения РК СЛК
Рисунок 6. График выведения РК СЛК
Рисунок 7. Боковой маневр I ступени
Рисунок 7. Боковой маневр I ступени
Рисунок 8. Траектория возврата I ступени
Рисунок 8. Траектория возврата I ступени
Рисунок 9. Аэродинамический нагрев
высота - 40 км Мах - 8
Рисунок 9. Аэродинамический нагрев высота - 40 км Мах - 8

Поскольку в атмосферу входит израсходовавшая большую часть топлива первая ступень без полезной нагрузки, она имеет малую нагрузку на единицу площади в результате чего эффективно тормозится в верхних слоях атмосферы и к тому же малую по сравнению с возвращаемым орбитальными челноками скорость вхождения (V ~ 2,3 км/с) в плотные слои атмосферы в результате чего имеет сравнительно небольшие тепловые силовые нагрузки (далее приведены). В отличие от «классических» одноразовых РН, первая ступень воспринимает также интенсивные аэродинамические и тепловые нагрузки при возвращении в плотные слои атмосферы, выполняя серию маневров гашения избыточной скорости и наведения на точку посадки. Дополнительные аэродинамические нагрузки воспринимаются внешней обшивкой (aeroshell), разделенной на носовой наконечник, корпусную часть и хвостовой отсек. Рассмотрим далее какой же нагрев на поверхности аппарата у нас возникает при возврате I ступени рисунок 9.

Теплозащита состоит из наружной стальной панели и слоя теплоизоляции на основе минерального волокна. Совместно со стенками топливных баков и соединительных отсеков такая конструкция воспринимает аэродинамические нагрузки. Предварительная площадь защищаемой поверхности ~ 60 м2

Параметр

Нижняя поверхность

Верхняя поверхность

Площадь, м2

30,2

30,2

Сталь, мм (7800 кг/м3)

1,75

1,5

Теплоизоляция, мм (300 кг/м3), мм

7,5

Для сравнения - обшивка скоростного самолета SR-71 составляла 0.5 - 1.0 мм - design and development of SR-71 BlackBird. NASA (https://ntrs.nasa.gov/api/citations/20090007797/downloads/20090007797.pdf)

В качестве теплоизоляции рассматривались минерально-ватные панели типа ISOROC с плотностью 175 - 300 кг/м3

P.S.

Дамы и господа, кому публикация понравилась или вас заинтересовало, приглашаю принять участие в данном проекте, кто, как и чем может, бывает даже банальный совет помогает решить сложный технический вопрос, всех готовы выслушать и обговорить более детально.

P.P.S.

Мы не хотели превращать данную публикацию в научно-технический отчет, на овер много листов и писать все строго научно-техническим языком, старались описать все максимально просто, чтобы даже самый рядовой боец диванных войск все осознал.

Если говорить серьезно, то процесс проектирования РН или ракетных комплексов довольно системный и вы можете найти в любой книге по проектированию РН ( как вариант [7]) блок схему всей системы (как, что и в какой последовательности по этапам зачем идет и т.д.), в данной работе рассмотрены только самые основные моменты, сама же проделанная работа более сложная, нежели тут расписано.

Список литературы
  1. Макриденко Л. А., Волков С. Н., Ходненко В. П., Золотой С. А. Концептуальные вопросы создания и применения малых космических аппаратов // Вопросы электромеханики. 2010. Т. 114.

  2. Прокопьев В. Ю., Кусь О. Н., Оссовский А. В. Малые космические аппараты стандарта CubeSat. Современные средства выведения // Вести. науки Сибири. 2014. № 2 (12).

  3. www.nanosats.eu

  4. Клюшников В.Ю. Ракеты-носители сверхлегкого класса: ниша на рынке пусковых услуг// Воздушно-космическая Сфера 2019

  5. Куренков В. И. Конструкция и проектирование изделий ракетно-космической техники Часть 2. Основы проектирования ракет-носителей

  6. Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В. П. Глушко; Редколлегия: В. П. Бармин, К. Д. Бушуев, В. С. Верещетин и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 528 с., ил., 29 л. ил.

  7. Егерь С. М., Мишин В. Ф. и др. Проектирование самолетов: Учебник для вузов/. Машиностроение, 1983

  8. Мухамедов Л.П. Основы проектирования транспортных космических систем

Теги:
Хабы:
Всего голосов 22: ↑22 и ↓0+22
Комментарии29

Публикации