Как стать автором
Обновить

Закат эпохи «Game boy», хирургический робот «da Vinci» и перспектива цифрового капитализма

Время на прочтение4 мин
Количество просмотров4.9K

Как это было раньше? Подарили десятилетнему Пете на день рождения «Game boy» и несколько игровых картриджей. Мальчик счастлив, ведь у него появилась собственная крутая игрушка, которая никому больше не принадлежит, никто ее не сможет отнять (ну, кроме мамы, грозящей лишить Петю на две недели его новой вещицы, если тот не сделает уроки). Что нужно для того, чтобы ребенок мог спокойно продолжать в нее играть? Розетка, зарядник в комплекте; если игровая приставка сломалась, то обычный мастер из первой попавшейся ремонтной мастерской.

А как дела обстоят сегодня? Подарили хирургу из крупной известной американской клиники робота-ассистента «da Vinci». Хирург обрадовался, ведь теперь качество и скорость проведения операций в разы возрастут! Одна операция, вторая, третья... Как удобно, как здорово. Но спустя полгода выясняется, что у робота износились некоторые механизмы, нужно смазать шестерни, купить кое-какие запчасти и заменить старые на новые. И тут наш хирург вспоминает, что когда он покупал робота у производителя (Intuitive Surgical), те ребята на контрактной основе заставили своего клиента пользоваться только их услугами по техническому обслуживанию и только их оригинальными запчастями. Хирург высылает запрос в компанию с описанием проблемы и просьбой отправить ему прайслист на сервисные работы и запчасти производителя. Проходит какой-то час, и вот появляется долгожданный ответ. Стоимость запчасти n - 100 долларов, стоимость запчасти n1 – 200 долларов и так далее. Хирург делает круглые глаза, ведь после отправки запроса на прайслист он зашел в интернет и посмотрел рыночные цены на те же самые детали, и там запчасть n стоила 65 долларов, а запчасть n1 – 170 долларов. «Как же так? Почему я должен просто так переплачивать за запчасти для моего робота, если можно купить их в другом месте намного дешевле?» – думает хирург. «А вот так вот» - отвечает менеджер по продажам компании Intuitive Surgical, - «вы с нами контракт заключили? Заключили. А теперь мучайтесь» (злодейски смеется).

Конечно, данное повествование весьма утрировано и сильно упрощено в сравнении с действительностью, но суть судебных исков[1] от американских клиник Franciscan Health, Valley Medical Center и Kaleida Health оно передает. Представители одного из госпиталей заявили, что после оповещения производителя роботов da Vinci о планируемом заключении контракта на обслуживание устройства с третьими лицами, те удаленно отключили робота прямо во время операции! Это вынудило хирургов кардинально поменять первоначальный сценарий процедуры прямо в разгар хирургического процесса и ожесточенной борьбы за здоровье пациента. При этом стоимость одного робота-ассистента находится в пределах от 500 000 до 2,5 млн долларов; большую часть годового дохода Intuitive Surgical получают от сервисных контрактов, необходимых для поддержания машин в исправном состоянии (около 4 млрд долларов).

И получается так, что данная схема может работать с абсолютно любым техническим устройством, которое функционируют за счет мощностей производителя. Кем в этом случае становится покупатель беспилотного автомобиля, умного пылесоса или станции с голосовым ассистентом? Правильно – арендатором, который теперь на протяжении всего срока использования своей игрушки вынужден платить за него ренту, чтобы арендодатель вдруг не решил нажать красную кнопку. Да, физически устройство остается у потребителя, но оно ничто без цифрового программного обеспечения, находящегося во власти продавца, который изначально сообщил, что ПО лицензировано и является собственностью компании. В итоге производитель имеет очень удобный такой рычаг для сбора денег, а все вокруг сводится к уже известным капиталистическим отношениям, когда словосочетание «частная собственность» уходит в прошлое. Корпорации собирают ренту, когда захотят, делают с нами, что захотят, а мы платим и зависим.

Написанное выше является подводкой к тренду, сформированному на сегодняшний день. Он связан с термином «цифровой капитализм» (или «платформенный капитализм»), который появился относительно недавно. В 2017 году в Кембридже вышла книга молодого британского политолога и экономиста Ника Срничека «Капитализм платформ». В ней обсуждается произошедшая во многих секторах экономики трансформация современных предприятий, которая привела к появлению компаний нового типа - платформенных, то есть тех, которые по большей части ориентированы не на промышленное производство, а на работу с данными. Это могут быть: рекламные платформы (Google, Facebook), облачные (Salesforce, AWS), промышленные (Siemens, GE), продуктовые (Spotify, Rolls Royce) или бережливые платформы (Airbnb, Uber). Насчет последних поясним - это те компании, которые стараются минимизировать объем активов, находящихся у них в собственности, и выиграть за счет максимального сокращения издержек. В этом контексте Срничек критически оценивает данную тенденцию, так как положение корпораций нового типа теперь является максимально выгодным для них самих и не особо привлекательным для обычных потребителей. Социальное неравенство вновь актуально. И очевидно, что рента – это не только деньги, но и огромные массивы накопленных данных и знаний (причем важно понимать разницу в этих двух терминах: данные - информация о том, что нечто произошло, знания - информация о том, почему нечто произошло), которые раскрывают абсолютно все о том, кто их предоставил. Предпочтения, личная информация, привычки и подобное в огромных объемах формируют поведенческую цепочку потребителей, благодаря которой корпорации способны предсказывать действия интересующих их групп людей. А как говорится, кто владеет информацией, тот владеет миром.

Платформенные корпорации сегодня выступают в качестве посредников. Это удобно, выгодно, безопасно и с минимальными рисками. Apple Store и Play Market, Uber и Яндекс Такси, Facebook и Instagram - все они являются платформами, на которых разработчики, водители, предприниматели и другие могут вести свой бизнес; обычные пользователи могут публиковать личные данные, рассказывать о своих предпочтениях. Сами корпорации собирают эти огромные массивы данных, благодаря которым, например, можно предсказать спрос в той или иной сфере еще до появления явных и очевидных для большинства участников рынка признаков. Кроме того, платформенные компании устанавливают собственные правила игры, так как создаются целые экосистемы, от них зависящие.

А в случае чего - просто нажимаешь кнопку и отключаешь пользователя платформы, который что-то нарушил.


[1] Hospitals are taking on a surgical robot "monopoly"

Теги:
Хабы:
Если эта публикация вас вдохновила и вы хотите поддержать автора — не стесняйтесь нажать на кнопку
Всего голосов 9: ↑7 и ↓2+5
Комментарии29

Публикации

Истории

Работа

Ближайшие события

Конференция «Я.Железо»
Дата18 мая
Время14:00 – 23:59
Место
МоскваОнлайн
Антиконференция X5 Future Night
Дата30 мая
Время11:00 – 23:00
Место
Онлайн
Конференция «IT IS CONF 2024»
Дата20 июня
Время09:00 – 19:00
Место
Екатеринбург