Астрономы нашли две суперземли с умеренным климатом на орбите красного карлика

Астрономы обнаружили две суперземли, вращающиеся вокруг красного карлика LP 890-9, который находится на расстоянии примерно 114 световых лет от Земли. Это вторая относительно холодная звезда, имеющая планеты на орбите. Обе сверхземли, вероятно, имеют умеренный климат на поверхности. Исследователи отметили, что на одной из них, возможно, существуют наиболее благоприятные для жизни условия.

К классу суперземли относят планеты, которые превышают по массе Землю и уступают по этому параметру Нептуну. Экзопланеты в основном обнаруживают методом транзита, когда планеты проходят перед своими звёздами. Он основан на выявлении падения светимости тел. Этим методом проще обнаружить крупные планеты размером с Юпитер.

Для поиска землеподобных планет запустили проект SPECULOOS, который реализуют при помощи Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили. В рамках программы путём метода транзита в область изучения попали 1,7 млн карликов. Обитаемые зоны у малых и относительно холодных звёзд расположены ближе. В таком случае земноподобные планеты проще обнаружить.

Ведущим автором текущего исследования выступила аспирант Льежского университета в Бельгии Летиция Дельрез.

Открытые на орбите LP 890-9 планеты получили названия LP 890-9 b и LP 890-9 c. Первая находится ближе к звезде, она примерно на 30% больше Земли, расположена на расстоянии 0,019 а.е. от LP 890-9, один год на планете проходит за 2,73 земных суток. Вторая немного крупнее первой, располагается на расстоянии 0,040 а.е от звезды, один виток вокруг LP 890-9 совершает за 8,46 земных суток. Для сравнения, Меркурий находится от Солнца на расстоянии 0,387 а. е. Однако LP 890-9 значительно холоднее Солнца.

По словам научного сотрудника Института астрофизики Андалусии Франца Х. Посуэлоса и одного из основных авторов работы, LP 890-9 c получает гораздо меньше звёздного излучения от LP 890-9. Это обстоятельство предполагает наличие на поверхности планеты жидкой воды, если LP 890-9 c имеет устойчивую атмосферу.

LP 890-9 примерно в 6,5 раз меньше Солнца, звезда имеет в 2 раза более низкую температуру, чем земное светило.

Это художественное изображение суперземли LP 890-9 c и родственной ей планеты LP 890-9 b, обращающихся вокруг красного карлика.

LP 890-9 c — наиболее подходящий объект для исследования при помощи телескопа «Джеймс Уэбб». Ранее орбитальная обсерватория изучила экзопланету WASP-39b и дала подробное описание атмосферы экзопланеты, которая оказалась горячим Юпитером. LP 890-9 c уступает как потенциально обитаемая планета только объектам, которые находятся на орбите красного карлика TRAPPIST-1. Их также обнаружили в рамках SPECULOOS.

LP 890-9 — относительно спокойная звезда. Звезда достаточно молода для красного карлика, её возраст составляет около 7 млрд лет. Этот тип звёзд может существовать десятки миллиардов лет.

Научная работа «Two temperate super-Earths transiting a nearby late-type M dwarf» опубликована 6 ноября 2022 года в журнале Astronomy and Astrophysics (DOI: 10.1051/0004-6361/202244041).