Пыль с околоземного астероида Рюгу оказалась древнее Солнечной системы

Как в июне 2018 года увидела астероид Рюгу японская автоматическая межпланетная станция Хаябуса-2

Древние частицы пыли, привезённые два года назад на Землю японской автоматической межпланетной станцией Хаябуса-2 с астероида Рюгу, оказались старше нашей Солнечной системы.

Этот факт не особенно удивил учёных. Похожие частицы сходного возраста раньше находили в углеродистых хондритах – богатых углеродом космических камней, упавших на нашу планету и не сгоревших в атмосфере.

Частицы пыли с Рюгу состоят из карбида кремния – химического вещества, не встречающегося в месторождениях на Земле. Авторы исследования поясняют, что разные виды карбида кремния можно отличить по их изотопам – по количеству нейтронов в ядре атомов кремния и углерода, из которых состоит вещество.

В образцах, добытых на Рюгу, исследователи нашли не только уже известные им типы карбида кремния, но и чрезвычайно редкие силикаты, которые легко разрушаются в химических процессах, происходящих внутри астероидов. Это вещество удалось найти внутри оболочки из фрагмента, не затронутого химическими процессами, который послужил своеобразным контейнером.

Исследование было опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters.

Астероид Рюгу находится недалеко от Земли и совершает оборот вокруг Солнца за 16 месяцев. Спускаемый аппарат с японской автоматической межпланетной станции Хаябуса-2 сел на Рюгу в июле 2019 года. 5 грамм собранной космической пыли вернули на Землю в декабре 2020 года, и с тех пор её анализируют в лабораториях по всему миру.

В другом исследовании этого же образца, опубликованном 16 августа в журнале Nature Astronomy, использовали другой метод изотопного анализа, а также сканирующую просвечивающую рентгеновскую микроскопию (STXM).

В результате были найдены вещества, не переносящие нагрева выше 30 °С. Этот и другие факты говорят о том, что Рюгу сформировался за пределами Солнечной системы, а уже потом попал в неё.

«Возможность распознать и изучить частицы пыли в лаборатории поможет нам понять астрофизические явления, лежавшие в основе формирования нашей Солнечной системы и других космических объектов», — пояснил Ларри Ниттлер, планетолог из Аризонского государственного университета, соавтор первого исследования.